Слайд 1Волшебный мир игрушек
Выполнила: Курганская Валерия Юрьевна
ученица 3 «Б»класса
МОУ СОШ №1
Руководитель: Пономарева Марина Сергеевна
учитель технологии
высшей категории
Слайд 2ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИГРУШКИ - ДЛЯ ИГРЫ ИЛИ…?
Слайд 3
Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В
древности их делали из того материала, который был под рукой,- из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта.
Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки-свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они «отгоняли» злых духов.
Самые древние игрушки России датируются 10-15 веками и найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, весёлых скоморохов-гудошников.
В забавных игрушках не копировались черты реальных героев, а подчёркивались наиболее яркие особенности.
Слайд 5
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Ознакомиться с видами театральных
кукол и выполнить куклу для маленького представления.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Изучить виды театральных кукол и ознакомиться с историей их происхождения.
2. Определиться с выбором куклы ( учитывать сложность изготовления).
3. Разработать эскиз.
4. Подобрать подходящий материал.
5. Выбрать технологию выполнения.
6. Изготовить куклу.
Слайд 6Изучение и выбор вида театральных кукол
Какими бывают театральные куклы?
Слайд 7МАРИОНЕТКА
В облике традиционной марионетки важна скрупулезная
скульптурная отделка деталей, изящество. Зачастую марионетки изготавливались из дорогих материалов, для нее принципиальны утонченность и изысканность.
ВЫВОД: я считаю, что технология выполнения куклы-марионетки требует специальных навыков, а также умения правильно ей управлять.
Марионетка- это кукла, которая передвигается с помощью привязанных к её рукам и ногам ниточек. Кукловод поочерёдно подтягивает ниточки, получается, будто кукла двигается- шевелит руками и ногами, ходит и подпрыгивает.
Марионетки имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра - Сказание о богах. Так как изображать богов решались не все актеры, оказалось проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. "Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса. С приходом христианства кукольные мистерии разыгрывались даже в храмах. Фигурку Богоматери в этих представлениях называли Марионетт, или "маленькая Мария", оттого и пошло слово "марионетка". Последним остатком этого религиозного театра были рождественские представления, с которыми кукловоды-"вертепники" ходили по русским деревням.
Слайд 8ТЕНЕВАЯ КУКЛА
Они используются в теневом театре возникшем у народов
Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр «ваянг-голек»).
ВЫВОД: теневое представление требует не только изготовления кукол, но и дополнительных приспособлений-экран,освещение.
Слайд 9КУКЛЫ-ВЕЛИКАНЫ
Куклы-великаны, фактически представляют собой костюм с маской
или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.
ВЫВОД: для изготовления потребуется очень много материала.
Слайд 10МАППЕТ-КУКЛА
В маппет-кукле у кукловода используются сразу обе руки: одна управляет кукольной
головой, а вторая - одной из ее рук.
Голова такой куклы отличается тем, что у нее большой рот, который открывается на каждое слово, произнесенное кукловодом. Это получается благодаря тому, что голова управляется отдельно рукой кукловода. Каждая из рук куклы-маппет находится в отдельной перчатке. В одну, как уже было сказано, вдевается рука кукловода. Вторая рука у куклы - недвижимая, она прикрепляется к ее поясу.
ВЫВОД: для меня очень сложная технология изготовления куклы и управление ею.
Слайд 11БИБАБО
Кукла надевается на руку кукловода и управляется
пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы – чуть больше кисти кукловода. Классический образец перчаточной куклы русский Петрушка.
"ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).
Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что у Петрушки было полное имя - его называли Петром Ивановичем Уксусовым или Ванькой Рататуем.
ВЫВОД: я думаю, что кукла бибабо самая несложная в изготовлении, ею можно выполнять много движений.
Слайд 12ДИЗАЙН-АНАЛИЗ КУКОЛ
Для
моего театрального представления я придумала трёх главных героев, которых могу задействовать в постановках по различным сказкам.
1.Петрушка.
2.Машенька.
3.Иванушка.
Критерии, которым должна соответствовать кукла:
1. Моя кукла должна быть доброй, с симпатичным лицом и красивой одеждой.
2. Она должна быть очень подвижной.
3. Не сложной в изготовлении.
Слайд 13КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЕТРУШКА?
Петрушка должен быть весёлым, озорным,
с кудрявыми рыжими волосами, в ярком красном колпаке со звонкими бубенцами..
№1 №2 №3
ВЫВОД: в кукле №3 работает вся рука кукловода. Кукла может выполнять много движений.
Слайд 14КАК ДОЛЖНА ВЫГЛЯДЕТЬ МАШЕНЬКА?
Машенька должна быть маленькой, весёлой
девочкой с добрым лицом, одетой в русский сарафан.
№1 №2
ВЫВОД: я выбираю эскиз куклы №2, потому, что она более подвижная, не сложная в изготовлении.
Слайд 15КАК ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ ИВАНУШКА?
Иванушка, младший брат Машеньки, должен быть с
озорным лицом, рыжими растрёпанными волосами. В костюме русского крестьянского мальчика.
№1 №2
ВЫВОД: я выбираю эскиз №1, так как он по форме соответствует двум предыдущим куклам, не сложен в обработке.
Движения кукол свободные.
Слайд 16ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
1.Подбор материала и ниток.
2.Подготовка выкроек.
3.Подготовка ткани
к раскрою.
4.Соединение деталей куклы.
5.Оформление костюмов.
Слайд 19Могу ли я пронести ощущение детства сквозь года?
На
свете существует немало людей, хранящих свои любимые детские игрушки. Они становятся для них талисманами, особенно если хозяин игрушки сам её смастерил.
Но есть люди, которые посвящают игрушкам всю свою жизнь. Примером может быть жизнь Сергея Владимировича Образцова.
Театральный деятель, артист, режиссер. Народный артист СССР . Лауреат Государственной премии, профессор ГИТИС, Президент Международного Союза кукольников.
Слайд 20
Список источников информации
1.Игрушки-самоделки./ Авт.-сост.Л.Н.Лосич._Мн.: «Элайда», 1997,-255с.
2.Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И.
Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией И.А. Сасовой.- 2-е изд., перераб.- М.: Вентана- Граф.2007.-224с.
3.Деревянко Н.С.Мягкая игрушка: Волшебный сад.-М.: « РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.: « Валери СПД»,2001.
4.Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками.-М.: Рольф,2001
5. Докучаева С. О., Вольнова Е.В. Капитошка дает уроки( практическое пособие по изготовлению мягкой игрушки),- М.: Финансы и статистика, 1996г.
6.Грей И. Мягкие игрушки,куклы и марионетки/ Пер. с англ. А. С. Трошина.-М.: Просвещение, 1979г.