Слайд 1«Таловская СОШ» учитель высшей категории
Пантелеева Ирина Евгеньевна
Тема занятия: «Национально-региональный компонент
– «Картины из байкальского материала»
Слайд 2Цель урока
Расширять представление о народном творчестве
Развивать образное и пространственное мышление, умения
и навыки,
Развивать творчество и инициативу учащихся
Воспитать чувство прекрасного в сочетании с экономическими потребностями
Прививать навыки предпринимательской деятельности творческий подход к труду;
Слайд 3Задачи урока:
Образовательная – изучить понятие «Картина», виды картин, способы изготовления картин.
Познакомиться
с основными материалами для изготовления картин, технологией изготовления картины.
Развивающая – способствовать развитию наглядно-образного мышления, развитию моторных навыков – точности движения, умений учебного труда – запоминанию, планированию, осуществлению самоконтроля.
Воспитательная – способствовать формированию технологической культуры, дисциплинированности, культуры поведения и труда.
Слайд 4Тип урока:
комбинированный: объяснение с практическим закреплением.
Методы обучения:
словесные (рассказ, объяснение);
наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий);
практические (упражнения по закреплению полученных знаний).
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
мультимедиа презентация, работа с дополнительной литературой, практическая работа.
Методы проверки ключевых компетенций учащихся:
устный опрос, выполнение и анализ практической работы.
Слайд 5ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка знаний и умений
3. Изложение нового материала
4.
Вводный и текущий инструктаж по ПТБ
5. Практическая работа
6. Текущий инструктаж
6. Подведение итогов
7. Оценка качества готовых изделий
8. Рефлексия
Слайд 6ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
проверка явки учащихся;
проверка готовности к уроку и
рабочей одежды;
настрой учащихся на работу;
доведение до учащихся плана урока.
2. Проверка знаний и умений.
Повторение материала прошлого урока в форме беседы.
Вопросы для беседы:
1.Какие виды картин мы знаем?
2.Какие материалы можно использовать для изготовления картин ?
3.Почему при изготовлении картин необходимо развивать внимательность, наблюдательность
видение красоты вокруг себя и творческое мышление ?
4.В чем заключается роль национально-регионального компонента при изготовлении картин из байкальского материала ?
Слайд 7Актуальность
Фактор возрождения художественных промыслов делает актуальным приобщение школьников к возрождению истории
своего народа. С притоком огромного количества туристов в Бурятию возрастает актуальность производства продукции декоративно-прикладного творчества, отражающей специфику нашего родного края.
Слайд 8Актуальность
Фактор возрождения художественных промыслов делает актуальным приобщение школьников к возрождению истории
своего народа. С притоком огромного количества туристов в Бурятию возрастает актуальность производства продукции декоративно-прикладного творчества, отражающей специфику нашего родного края (публичные презентации).
Слайд 9 Уникальность
Нет в Мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой,
как великое сибирское озеро Байкал!
Уникальность великого озера, с точки зрения декоративно-прикладного творчества, не должна оставаться незамеченной. Совершая экологические рейды на Байкал, можно обратить внимание на то, что выбрасывает Байкал на берег, это не назовешь мусором – ведь каждая палочка, камушек, ракушка, редкие находки необычных водорослей и многое другое имеет свою ценность для творчества. Это экологически чистый природный материал, плюс неповторимая технология великого озера Байкал: «обтачивание о камни; шлифовка волной; закаливание солнцем и ветром».
Слайд 10Заготовка байкальского материала (Палочки, водоросли, ракушки)
Сортировка материала
Исследование байкальского материала
показало, что байкальский «мусор» можно использовать без дополнительной обработки, что способствует решению технологических задач и расширяет педагогический потенциал уроков технологии. Разнообразие этого материала обеспечивает развитие ключевых компетентностей главных участников образовательного процесса: учителя и учеников. Использование байкальского материала расширяет технологию декоративно-прикладного творчества.
Слайд 11Разработаны новые техники и технологии изготовления изделий с учетом экономичности и
экологичности.
Новизна и оригинальность в том что применяется доступный, экологически-чистый материал, а элементы национально – регионального компонента отражают тематику нашего родного края. Эти разработки апробированы и успешно применяются в нашем районе и республике, например: наши обереги, пользуются спросом на протяжении 18 лет, картины и сувениры из байкальского материала на протяжении 10 лет, куклы, последних 5 лет.
Слайд 12Материал. Заготовка природного материала
Правила заготовки природного материала: учиться видеть целесообразный
подход к использованию материала.
Для изготовления картин используется самый разнообразный природный материал нашего региона – солома, рогоз, ситник, лоза, глина, декоративные овощи, сухоцветы, физалис, байкальский материал - палочки, камушки, стеклышки, ракушки, редкие водоросли и многое другое.
Доступность заготовки природного материала, использование новых проектных технологий развивает познавательный интерес учащихся, формирует творческую активность учащихся
Слайд 13Виды картин
Рис.1 из байкальского материала Рис.2 Байкальский
материал, соленое тесто, камушки
Рис.1
Рис.2
Слайд 14Виды картин
Рис.1 Байкальский материал, березовый гриб,
муляжи рыбы, мох, камушки ,
лапша.
Рис.2 Байкальский материал, стружка, соленое тесто
Рис.1
Рис.2
Слайд 15Виды картин
Рис.1 Байкальский материал, декоративные фрукты.
Рис.2 Байкальский материал, камушки,
Рис.1
Рис.2
Слайд 16Технология изготовления изделий из байкальского материала
Технология изготовления картин «Коллаж»
На занятиях преобладают
учебные задания продуктивного творчества, ученицы могут проявлять свои индивидуальные качества. Создается ситуация успеха.
Самостоятельный поиск природного материала, позволяет ученицам планировать свою
деятельность.
Слайд 18Работа с материалом.
Наличие разнообразного материала позволяет формировать полноту представления реальных возможностей
ученика, позволяет работать над проблемными творческими заданиями, стимулирует к выбору и самостоятельному использованию разных способов творчества.
Слайд 19Технология изготовления картин
Самостоятельный поиск природного материала, позволяет ученицам планировать свою деятельность.
Выбор размера рамки
Работа с материалом
Художественная обработка рамки
Оформление картины на клей
Обработка спреями
Слайд 20 Виды картин, способы изготовления картин.
Слайд 22Оригинальность и индивидуальный стиль всё больше ценится в современном мире
Слайд 23Оригинальность и индивидуальный стиль всё больше ценится в современном мире
Слайд 24Творческая мастерская позволяет объединить учащихся в возрождении народных промыслов, открывает новые
возможности в творчестве, обеспечивает преемственность, и пополнит Россию народными умельцами, не только в нашем поселке – в районе, Республике.
Слайд 25Деловитость, практичность, фантазия, красота, оригинальность, новизна.
Творческий рост.
Развитие социально –
трудовой компетенции.
Слайд 26Традиции школы:
Заготовка материалов в творческих экспедициях на берегу оз. Байкал.
Проведение
мастер – классов
Публичная презентация
Обмен опытом
Выставки