Презентация, доклад на тему Рефлексия как один из важных этапов современного урока. Обмен педагогическим опытом

Содержание

«Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что, прежде всего он должен познать, что он такое и на что он способен». (Мишель Монтень –французский мыслитель) Для своего выступления я выбрала давно интересующую меня тему: «Рефлексия как один из

Слайд 1Выступление подготовила Никитина
Елена Борисовна учитель технологии
ГБОУ Бежецкая специальная общеобразовательная
школа-интернат

для детей сирот города Бежецка

Тема:

«Рефлексия как один из важных этапов современного урока. Обмен педагогическим опытом».

Выступление подготовила Никитина Елена Борисовна учитель технологииГБОУ Бежецкая специальная общеобразовательная школа-интернат для детей сирот города БежецкаТема: «Рефлексия

Слайд 2«Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что, прежде всего он должен

познать, что он такое и на что он способен».
 (Мишель Монтень –французский мыслитель)


Для своего выступления я выбрала давно интересующую меня тему:
«Рефлексия как один из важных этапов современного урока».

Эпиграф:


«Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что, прежде всего он должен познать, что он такое и на

Слайд 3Цель: показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

Психологи особо

подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

Данный дидактический прием помогает ученикам: сформулировать получаемые результаты,
определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Главной задачей педагога
является создание для ученика таких условий, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.

Цель: показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.  Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной

Слайд 4 ПОШИВ ТЕАТРАЛЬНОГО КОСТЮМА.
РАБОЧИЕ МОМЕНТЫ УРОКА

ПОШИВ ТЕАТРАЛЬНОГО КОСТЮМА.РАБОЧИЕ МОМЕНТЫ УРОКА

Слайд 5
Классификация рефлексии.
1. По содержанию:
• Устная рефлексия • Письменная рефлексия.
2. По

функции:
• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) • интеллектуальная рефлексия.
3. По типу урока:
• После усвоения ЗУН • Промежуточная рефлексия • Контрольная рефлексия • Итоговая рефлексия.
Классификация рефлексии.1. По содержанию:• Устная рефлексия  • Письменная рефлексия. 2. По функции: • личностная рефлексия (физическая,

Слайд 6Классификация рефлексии.
По содержанию:
• Устная рефлексия • Письменная рефлексия.
2. По функции:

личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) • интеллектуальная рефлексия .
3.  По типу урока:
• После усвоения ЗУН • Промежуточная рефлексия                   • Контрольная рефлексия                                               • Итоговая рефлексия.      

4. По способам проведения:
• Анкета • Вопрос • Символ • Таблица • Ситуация • Рисунок.
5. По форме деятельности:
• Фронтальная (выборочная) • Индивидуальная • Групповая • Коллективная
Цель рефлексии: не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые во время учения.


Классификация рефлексии.По содержанию:• Устная рефлексия  • Письменная рефлексия. 2. По функции: • личностная рефлексия (физическая, духовная,

Слайд 7Рефлексия в начале урока.

В начале урока целесообразно проводить рефлексию настроения

и эмоционального состояния.

Прием с различными цветовыми изображениями. У учеников две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние обучающегося в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. «Цветные карточки» (Показать карточку в соответствии с настроением в начале и в конце урока)

Рефлексия в начале урока. В начале урока целесообразно проводить рефлексию настроения и эмоционального состояния. Прием с различными

Слайд 8Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Использования смайликов.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Использования смайликов.

Слайд 9Рефлексия настроения
и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 10Если учитель пожелает завершить урок на более высоком эмоциональном уровне, к

чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию:
Детям предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Если учитель пожелает завершить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока,

Слайд 11Рефлексия может осуществляться не только в начале и конце урока, как

это принято считать, но и на любом его этапе.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
цель урока или занятия,
содержание и трудности учебного материала,
 тип урока или занятия,
способы и методы обучения,
возрастные и психологические особенности учащихся.


Рефлексия может осуществляться не только в начале и конце урока, как это принято считать, но и на

Слайд 12 Рефлексия деятельности.
Самооценка активности на каждом этапе урока.
Цель: развитие умений

критериального оценивания.

Ученикам предлагается лесенка, шкала на которую они должны поставить солнышко или другой интересный объект на ту ступеньку, на которую бы они поставили себя при выполнении задания.
Если урок идет в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. Здесь уместно применять «лестницу успеха». нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.

«Оценочная лесенка»

Рефлексия деятельности.Самооценка активности на каждом этапе урока. Цель: развитие умений критериального оценивания. Ученикам предлагается лесенка, шкала

Слайд 13Рефлексия «Оценка содержания урока»

Рефлексия «Оценка содержания урока»

Слайд 14
Учебная ситуация «Оценка своей деятельности» очень нравится девочкам. Данная ситуация

удачно складывается на этапе урока «Самоконтроль и взаимоконтроль». При этом глубина рефлексии может быть доступна детям с ОВЗ, так у многих учениц достаточно хорошо сформированы общетрудовые умения и навыки, воспитаны чувства и желание выполнить качественно свою работу. Для детей в доступной форме я составляю карты контроля учебных действий, карты взаимоконтроля и контроля оценочной деятельности.
Учебная ситуация «Оценка своей деятельности» очень нравится девочкам. Данная ситуация удачно складывается на этапе урока «Самоконтроль

Слайд 15Участвуя в процессе самопроверки и взаимопроверки, обучающиеся научились находить допущенные ошибки

и показывать способы её устранения. Сильные ученики могут самостоятельно оценить свою работу и качество работы товарища. Со слабыми учениками я провожу анализ качества работы по индивидуальной форме, исходя из их личных способностей обучающегося.

Карта контроля учебных действий.
Самоконтроль

Участвуя в процессе самопроверки и взаимопроверки, обучающиеся научились находить допущенные ошибки и показывать способы её устранения. Сильные

Слайд 16Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение

каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки.
Цель учебной деятельности – научить адекватно оценивать себя и других.
Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и

Слайд 17Выполнять взаимоконтроль учащиеся могут с помощью
таблицы контроля учебных действий.


Взаимоконтролю

девочки учатся, участвуя в бригадном методе работы.
Например, взаимоконтроль при раскладке выкройки на ткани может быть организован следующим образом: если упражнение проводится впервые, я объясняю и практически показываю, как нужно контролировать правила и способы раскладки. Когда один ученик раскладывает выкройку на ткани, в это время другой ученик контролирует. Через некоторое время я останавливаю работу и предлагаю учащимся поменяться ролями. Такая взаимопроверка помогает исключить многие ошибки в практической работе.
Выполнять взаимоконтроль учащиеся могут с помощью таблицы контроля учебных действий.

Карта контроля учебных действий. Взаимоконтроль.

Выполнять взаимоконтроль учащиеся могут с помощью таблицы контроля учебных действий. Взаимоконтролю девочки учатся, участвуя в бригадном методе

Слайд 18КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА­­­

Ф. И. обучающегося, класс:_______________________________________

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА­­­

Слайд 19Контрольно-оценочная деятельность на уроке

Контрольно-оценочная деятельность на уроке

Слайд 20Я узнала ...
Я научилась ...
Мне пригодится это...
Подведение итога урока
Рефлексивный экран

Я узнала ...Я научилась ...Мне пригодится это... Подведение итога урокаРефлексивный экран

Слайд 21Рефлексия «Комплимент»
Цель: оценить активность и качество работы.

Содержание: учащиеся оценивают вклад

друг друга за урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок.
Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Рефлексия «Комплимент»Цель: оценить  активность и качество работы.Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга за урок и благодарят

Слайд 22Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд

и поддержать его успех. 
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения.
Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Развитие ребенка предполагается

Слайд 23
Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной и рефлексивной

деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности.
  Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
   Таким образом, этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не  только ученика, но и учителя.
Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной и рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка

Слайд 24СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть