Слайд 1МБОУ «КАРМАНОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ГАГАРИНСКИЙ РАЙОН СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Практическая и опытническая работа
на
пришкольном учебно-опытном участке
Заведующая УОУ :
Касаткина В. В.
Слайд 2 АКТУАЛЬНОСТЬ
Школьный
учебно-опытный участок Кармановской средней школы был заложен более 30 лет назад и работа на нем проводится ежегодно. Он был организован в целях воспитания у учащихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству; обеспечения связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом учащихся; успешного освоения знаний по природоведению, биологии, химии, географии и другим предметам; приобретения учащимся элементарных практических умений и навыков по выращиванию растений; проведения опытнической работы.
Слайд 3Осуществлению связи теоретического и практического материала по биологии и технологии способствует
практическая и опытническая работа школьников на учебно-опытном участке (УОУ). В ходе практической деятельности по выращиванию растений учащиеся используют знания, полученные на уроках . Особенно большое познавательное и воспитательное значение имеют опыты, с помощью которых можно получить ответ на проблему, когда ребята сами формируют цель опыта, определяют технику закладки, выдвигают гипотезу о том, каким будет результат. Опыты используются для закрепления, обобщения знаний, конкретизации общебиологических понятий. Практические работы на УОУ по уборке урожая, сбору семян, гербарного материала , уходу за растениями, определению всхожести семян культурных растений, компостного перегноя позволяют расширить знания учащихся о сельскохозяйственных культурах. Трудовая практика учащихся тесно связана с их экономическим воспитанием, формированием бережного отношения к результатам труда людей. Опытничество вырабатывает у детей сознательное и творческое отношение к труду и развивает любознательность, инициативу, воспитывает любовь к земле и сельскому хозяйству.
Слайд 4ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
РАБОТЫ НА УОУ
Прививать уч-ся готовность к самостоятельным действиям
Воспитывать у учащихся потребность трудиться, уважение к людям труда, любовь и бережное отношение к природе, к земле, к результатам своего труда.
Формировать практические умения и навыки по выращиванию растений с применением ручного инвентаря.
Знакомить учащихся с научными основами сельскохозяйственного производства, формировать интерес к сельскохозяйственным профессиям.
Развивать познавательные и творческие способности учащихся в процессе наблюдений и опытнической работы, глубже проникать в тайны природы.
Использовать учебно-опытный участок как основной источник наглядных пособий и раздаточного материала для уроков биологии.
Обеспечить школьную столовую овощными культурами.
Превратить родную школу в цветущий сад.
Слайд 5УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК –
это лаборатория биологии под открытым небом, в которой
проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду. УОУ является основным источником для заготовки коллекции и раздаточного материала для кабинета биологии, исследовательские опытнические работы в соответствии с тематикой, организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции на УОУ.
Организация работы на опытных участках нацелена на углубление знаний по биологии, развитие интереса к природе, ведение натуралистической работы, изучение технологии посадки и выращивания растении, а также на экологическое воспитание и экономическое образование.
Это база опытнической работы учащихся. Здесь дети закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии и по труду, познают растительные организмы, овладевают методом управления ростом и развитием растений. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца.
Слайд 7ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА
Слайд 8По каждому отделу есть ответственные, они отвечают за него. Чтобы обеспечить
нормальные условия роста и развития полевых и овощных культур, установили севооборот – чередуем культуры в определенном порядке на одном и том же участке земли. Перед посевом составляю таблицу севооборота – не сажать в одном и том же месте одну и ту же культуру два сезона подряд.
В 2016 году для удешевления питания в школьную столовую сдали урожай на сумму – 23000(Двадцать три тысячи )руб.
Продано рассады томатов, перца , капусты на 6,5 тыс.руб.
В парниках выращиваем рассаду капусты. Семена для учебно–опытного участка на следующий год готовим самостоятельно (семена моркови, свеклы, укропа, салата, красного перца, петрушки, капусты и цветочных культур).
Наш участок находится рядом с дорогой, есть ограждение . Местные жители и приезжие с удовольствием покупают выращенную рассаду капусты, томаты, перец. Мы имеем определенный доход от продажи. Используем эти средства на приобретение орудий труда ( ведра, лейки, лопаты, тяпки, грабли) ,семена, препараты для подкормки. Почва на участке глинистая, но внося ежегодно удобрения, гумус , мы получаем неплохой урожай.
На учебно-опытном участке проводим экскурсии, практические занятия и опыты, предусмотренные учебной программой (5 – 7 классы). Заготавливаем раздаточный и демонстративный материалы для преподавания предметов естественно – научного направления.
Слайд 12ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА
Опытническая работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке.
Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации на сельскохозяйственные профессии, приучает их к культуре труда.
Тематику опытов мы выбираем в соответствии с программами по биологии и сельскохозяйственному труду, которые актуальны в наших условиях и обеспечены семенами.
Задача любого опыта может быть решена путем сравнения. Поэтому для каждого опыта мы берем как минимум 2 делянки: опытная и контрольная. При этом важно, чтобы все остальные условия, влияющие на рост, развитие и продуктивность растений и на опытной, и на контрольной делянках, были одинаковы. Чтобы данные опыта могли считаться достоверными, площадь каждой делянки должна быть не менее 2м2. Далее мы составляем схему расположения делянок на площади и приступаем к закладке опытов.
Слайд 13ОПЫТ №1 ВЛИЯНИЕ ПРОРЕЖИВАНИЯ МОРКОВИ НА ЕЕ УРОЖАЙНОСТЬ
Слайд 15ОПЫТ №2. ВЛИЯНИЕ СПОСОБОВ ПОСАДКИ СЕМЯН ОГУРЦОВ, ИХ УХОДА НА УРОЖАЙНОСТЬ
Посев
семян огурцов производится 2 способами:
1.Линейно (прореживание после появления всходов на расстоянии 40 см)
2. Луночным способом (после прореживания оставляем по 3 в лунке)
Слайд 16Результат опыта №2.
При луночном посеве семян количество урожая возрастает в 2
раза. Урожайность при этом способе посева составила 35 кг. Высокая урожайность объясняется тем, что растения получают больше света, при поливе огурцов в лунке вода задерживается и растения получают достаточное количество влаги и питательных веществ.
При линейной посадке огурцов урожайность не высока и составляет 17 кг. Причина: нехватка света, воды. Небольшая площадь для развития растения приводит к загниванию стеблей и плодов.
Слайд 17ОПЫТ №3. ВЛИЯНИЕ ОКУЧИВАНИЯ КАРТОФЕЛЯ НА ЕГО РОСТ, РАЗВИТИЕ
Слайд 18Вывод: При окучивании рост, развитие растений усиливается в несколько раз, образуется
большее количество столонов, вследствие чего количество клубней картофеля увеличивается, урожайность повышается.
Без окучивания урожайность 1 куста составляет 0,8 кг.
При применении агротехнических приемов - 3, 200 кг.
Слайд 19ПЛАН ИЗГОТОВЛЕНИЯ И
СБОРА УЧЕБНО – НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ.
Слайд 21ГЕРБАРНЫЙ МАТЕРИАЛ
Космея
Семейство Сложноцветные,
Однолетние
ученицы 6б класс
Солодкиной В.
Подорожник
Семейство Подорожниковые,
Многолетние
ученицы 6б класс
Голубковой
В.
Слайд 23
По итогам работы в октябре месяце проводим общешкольные мероприятия на темы:
1 -4 классы – выставка «Чудеса природы»,
5 – 8 классы «Праздник урожая -2016»,
8 – 11 классы осенний бал «Русфест».
Ежегодно организуем выставки на темы: «Золото осени», «Осенние дары природы»; конкурс блюд - «Осень на блюде».
Слайд 24ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
«РЕБЯТКИ СО ШКОЛЬНОЙ ГРЯДКИ»
Слайд 28
Список демонстрационного материала:
Гербарный материал растений
Снопики злаковых культур
Семена овощных культур и цветковых
растений
Консервирования.
Мультимедийное сопровождение:
Презентация к конкурсной работе, созданная в приложении Microsoft PowerPoint 2007.