Слайд 1Кожаная пластика
Презентация
по технологиям
ученицы 11-А класса
Донецкой профильной гимназии №122
Витенбек Марии
Слайд 2Ледяная весна
Работа выполнена ученицей 11-А класса ДПГ№122 Витенбек Марией,
Слайд 3Выбор материала с технолого-экономической точки зрения
Слайд 4Волшебный мир кожи
Кожу, удивительный материал,
прочный, пластичный, разнообразный по внешнему виду и интересный в обработке, создала сама природа. Первобытный человек выделывал кожу из шкуры убитого им зверя для одежды, обуви, мешков
Раскопки, проведенные в Египте и Междуречье, свидетельствуют о том, что в 5 тысячелетии до нашей эры люди занимались земледелием и скотоводством, которое являлось основой кожевенного производства.
Изображения, сохранившиеся на каменных рельефах ассирийских дворцов, иллюстрируют широкое применение кожи. Из нее делали одежду, воинское снаряжение предметы быта и даже суда (обшивка). О тысячелетней традиции использования кожи напоминает и приспособление для орошения земли – кожаное ведро. Из кожи изготавливали прочные веревки, которыми делали замеры, связывали строительные леса. Веревки, сплетенные из нескольких кожаных ремней, использовались при строительстве в Северной Африке города-государства Карфаген. Древние египтяне применяли тонкие кожаные ремешки для сшивания кожи и оплетки изделий из нее. При этом ремесленник пользовался шилом и специальным крючком, которым через проколотое отверстие протаскивал ремешок. Кочевые народы применяли кожаную посуду
Археологические раскопки в Новгороде и Москве свидетельствуют о существовании кожевенных мастерских в 11-12 веках. В 13 веке город Торжок стал центром выделки сафьяновой кожи из козьих и бараньих шкур. Вскоре появились кожевенные заводы и в других русских городах. Высокое качество изготовления кожаных изделий позволяло передавать их по наследству. И уже тогда, в 10-13 веках, в Древней Руси получило развитие декоративное искусство.. В кожаных изделиях, как в прочем и в других, орнамент покрывал всю поверхность, почти не оставляя свободного пространства.
Слайд 6История выделки и дубления кожи
Во все времена и у всех народов основным материалом для одежды и обуви служила кожа. Способы ее выделки были различными и порой довольно оригинальными.
К примеру, самым древним материалом для обуви считаются куски шкур животных, обработанные каменными скребками предположительно 700-300 тыс. лет назад. Жители Крайнего Севера вплоть до ХХ века просто отрезали от шкур лапы, потрошили их и надевали на ноги безо всякой обработки. В районах же с теплым климатом шкуры быстро загнивали, портились, и их приходилось выделывать.
Наряду с выскабливанием шкуры стали высушивать. Но высушенные шкуры становились "дубовыми", поэтому их мягчили, разбивая камнями или палками и разминая руками. Когда заметили, что жирные кожи при разминке становились мягче, шкуры начали дополнительно смазывать жиром или жироподобными веществами.
Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало "составляющей" рецептов выделки кожи почти у всех народов. Гомер, например, описывая изготовление кожи для щита героя Аякса в "Илиаде", говорит, что сыромятную кожу, "напоенную туком", растягивали за концы до тех пор, пока жир не стечет. Славяне для жирования пользовались конским салом, кочевники Азии – бараньим. В Японии кожи обрабатывали рапсовым маслом. Часто применялись и жироподобные вещества, на Кавказе – нефть, на Севере – печень и яичные желтки. Знаменитая эскимосская оленья замша получалась, например, при такой оригинальной обработке: бахтарму шкуры выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (слюна содержит ферменты, расщепляющие белки). Затем шкуры сворачивали в пакет и держали под головой вместо подушки от недели до двух. После недельной выдержки получали мех, через две недели – замшу. А индейцы Северной Америки растягивали шкуры, вбивая по краям деревянные гвозди и натирали смесью буйволовой мочи и глины, долго поддерживая шкуру во влажном состоянии. Затем ее обрабатывали мозгом и жиром, выскабливали, мягчили и коптили над костром (дым содержит формальдегиды, способствующие лучшей консервации шкуры).
Использование подгнивших экскрементов для выделки кожи было повсеместно распространено и даже получило специальное название – шакшевание. Любопытно, что именно таким способом в древности получали самые мягкие и тонкие кожи. Например, с использованием гнилой мочи и навоза выделывали на Востоке сафьян, а индейцы Южной Америки шакшеванием получали настолько тонкую кожу, что Христофор Колумб вывез ее в качестве трофея в Испанию, славившуюся собственным сафьяном – кордуаном.
Слайд 7История выделки и дубления кожи
Экскременты применялись
издревле и для обезволашивания шкур, хотя чаще для этих целей использовались зола или известь. Золкой получали сыромять – жесткую кожу, из которой делали примитивную обувь – поршни, постолы. При обработке сыромяти известью или мелом в Древней Греции получали пергамент. Мелование было широко распространено в Средней Азии.
В России для сгонки волос пользовались хлебными киселями: забродившим мучным раствором и солью. Отмочка производилась в чанах с "гнилым" соленым раствором или в "мертвых колодцах": к воде подмешивали муку и выливали несколько десятков ведер крови, чтобы смесь перебродила. После такой обработки кожа становилась особенно эластичной.
Некоторые народы вместо соли использовали квасцы: так получили лайку – тончайшую перчаточную кожу. Впервые ее начали выделывать жители аравийского полуострова, используя для этого муку, квасцы и яичный желток. Квасцы применяли и в античных государствах: древнегреческая квасцованная кожа называлась дефа, древнеримская – алута. Оттуда квасцевание попало в Западную Европу в первые века нашей эры, а в России распространилось с реформами Петра 1 (исконно русским было дубление корой дуба или ивы). Кроме квасцов для дубления использовались растворы цветных земель, одновременно окрашивающие кожи, и отвары коры талнидосодержащих растений.
Отдельные исторические источники свидетельствуют, что дубление кож возникло даже раньше появления глиняной посуды. В Древней Индии уже в 4 тысячелетии до н.э. сафьян выделывали, сшивая шкуру в бурдюк или кошель и заливая внутрь воду с дубящими веществами. Таким же образом в Древней Персии выделывали шагрень – ослиную и конскую кожу. Но этот способ ввиду неэкономичности быстро был вытеснен чанным дублением. В чаны заливали воду, добавляли экстракты коры дуба, ивы, хвойных деревьев, и чем старее (кислее) был раствор, тем более мягкой получалась кожа. При этом она прокрашивалась в разнообразные цвета: кора дуба давала красноватые оттенки, поэтому кожи, выделанные таким образом, назывались краснодубными. Коричневый цвет кожа приобретала при дублении кожи со скорлупой грецкого ореха, черный – толокнянкой, корой осокоря и ольхи, серый – ивы, желтый – листьями березы и мимозы.
Слайд 8Основные техники для объёмных картин из кожи
Слайд 9Последовательность работы над панно
Слайд 11Техника безопасности
Ножницы передавать кольцами вперед
Внимательно наблюдать за горящей свечой, не оставлять
ее зажженной в комнате, тушить ее при окончании работы во избежание пожара
Аккуратно использовать пинцет во избежание увечий
Слайд 14Передача объема (фрагменты панно)
Слайд 15Исследование изделий из кожи в современном мире.
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – тканые полотенца, покрывала, ковры, дорожки; блузы и платья, скатерти, рушники и сорочки с народной вышивкой, кружевом; украшения и изделия из дерева, керамики, кожи и др.
Народное искусство в основном создавалось крестьянами, ремесленниками и кустарями. Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции (ткачество, гончарное дело), другие возникли на наших глазах, буквально в последние десятилетия.
Мы знаем, что издавна кожа использовалась в основном в утилитарных целях. Из нее шили одежду, обувь, кошельки, сумочки, головные уборы, пояса, футляры, изготавливали конскую сбрую. Сегодня же современные творцы предлагаем нам сделать из кожи оригинальные украшения. Это всевозможные броши, серьги, кулоны, декоративные пояса, воротники. Изделиями из кожи можно украсить одежду, изготовив воротник, пояс, жилет, пуговицы, а также украшения к обуви. И наконец, из кожи можно выполнить прекрасные панно для украшения домашнего интерьера.
Слайд 16Заключение
Кожа остаётся уникальным и универсальным материалом и
в современном мире . Из шкур животных древний человек делал необходимые для жизни вещи и одежду. В истории моды одни материалы сменяли другие, но кожа всегда была и остаётся, по сей день вне конкуренции. Ведь кожа это не только обувь, одежда, сумки, пояса, шкатулки, посуда, но и прекрасные украшения. Изделия из кожи могут быть замечательными подарками и украшениями в домашнем интерьере.
А какое наслаждение самому стать творцом, создавая из обрезков кожи изделия по своему вкусу! Доступность материала , инструментов, лёгкость в обработке позволяют заняться изготовлением художественных изделий из кожи буквально любому человеку. Многоликая кожа повернулась к человечеству ещё одной своей чудесной стороной.