Слайд 1Лоскутное шитьё в Сибири
Выполнила: ученица 8 “А” класса Метакова Сафия
Слайд 2Лоскутное шитьё
Вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное
изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
Слайд 3История
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали
независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно, везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.
Слайд 4Россия
Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века
с появлением в продаже заграничного ситца.
Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию .
В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Для традиционного лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.
В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства.
Слайд 5Набор инструментов для пэчворка
Кроме ткани и ниток, для занятия пэчворком вам
могут понадобиться:
специальный роликовый нож или ножницы
булавки и швейные иглы
карандаш или мел (для нанесения рисунка на ткань)
картон, толстая бумага или мягкий пластик (для изготовления шаблонов)
вязальный крючок
швейная машинка
Слайд 6Техники объемного лоскутного шитья
«ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на
основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.
Йо-йо
Уголками
Слайд 7Традиционный пэчворк
Целью традиционного пэчворка является создание цельных полотен из отдельных лоскутов,
которые сложены в геометрические узоры. В такой технике шьются и маленькие изделия, такие как, прихватки на кухню и наволочки на подушки, и большие, такие как покрывала и пледы. Отличительной особенностью этих изделий является лицевая сторона, выполненная именно в технике лоскутного шитья и подкладка, которая может быть сделана из цельного отреза ткани.
Слайд 8Crazy Patchwork (Крэйзи-пэчворк)
Crazy Patchwork в переводе с английского означает сумасшедший лоскуток.
Характерной особенностью этого вида лоскутного шитья является использование фигур произвольной формы, часто неправильной, а также кривых полос и нестандартных аппликаций.
Швы маскируются вышивкой, тесьмой, лентами или кружевом. Кроме этого, изделия часто украшаются бисером, бусинами, металлическими подвесками, пуговицами и т. п. В технике Крэйзи-пэчворк могут быть выполнены подушки и покрывала, сумочки, декоративные панно и одежда.
Слайд 9Вязаный пэчворк
Этот вид пэчворка знаком многим рукодельницам. Отличие от традиционного пэчворка
состоит лишь в том, что в вязаном пэчворке лоскутки не сшиваются, а привязываются друг к другу крючком нитками подходящего цвета. При этом лоскутки могут быть как из ткани, так и вязаные. Самыми распространёнными изделиями в этой технике являются большие покрывала на кровать, а также женские сумки.
Слайд 10Японский пэчворк
Восточные и западные традиции были объединены в этой технологии лоскутного
шитья. Активно используя стёжку и шёлковые ткани, изготавливают шикарные лоскутные покрывала, одежду и декоративные панно. В основе узоров используются геометрические фигуры: треугольники, квадраты, уголки, ромбы.
Слайд 11Квилтинг
В переводе с английского quilting (квилтинг) означает стёганое полотно. Смысл этой
техники рукоделия заключается в том, что два полотна соединяются между собой машинной строчкой, имитирующей различные узоры. При этом между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из ватина или синтепона. Изделия, изготовленные в технике квилтинга более элегантны, чем собранные из лоскутков ткани.
Слайд 12 Соты или Бабушкин сад
Узор, напоминающий соты, собирается из шестиугольников. Из
шестиугольников легко собрать цветок, середину которого можно выделить пуговицей, обтянутой тканью.
Слайд 13Волшебные треугольники
Треугольник — очень распространённый элемент лоскутного шитья. Треугольники удобны в
работе: из них можно составить и простые квадраты, и сложные звёзды.
Чаще всего в лоскутном шитье используются равнобедренные треугольники. Соединяя короткие стороны, получаем узоры из пёстрых многоцветных полос, сшивая длинные стороны — цветные квадраты. Узоры из треугольников носят такие названия, как «Мельница», «Алмаз», «Звезда».
Слайд 14Акварель
Техника достаточно популярна и в ней тоже используются квадраты. Главное условие
— подбор правильной цветовой гаммы. Комбинация ткани от светлого к темному создаст эффект рисования акварелью. За основу можно взять 7 видов ткани с некрупным рисунком, например, цветочным принтом, тогда вам будет несложно сложить из них красивый узор.
Слайд 15Русский квадрат
Сборка этого узора достаточно сложная. В его основе лежит квадрат,
равнобедренные треугольники составляют верхний и нижний ярусы. Следующие ярусы собраны из треугольников и полос. Ярусы могут быть одинаковыми по размеру, могут «расти» от центра к краям.
Слайд 16Полоска к полоске
Рисунок в данном случае собирается из разноцветных полос ткани,
расположение и сочетание которых может варьироваться по-разному. Большое лоскутное покрывало или озорной коврик в виде паркетных дощечек, которые уложены зигзагом, уголками, ромбиками или лесенкой, принесут вам массу приятных эмоций.
Слайд 17В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика
России», где демонстрируются произведения мастеров.
Хотя Ивановский фестиваль считается главным, выставки-конкурсы лоскутного шитья проходят и в других городах - в Самаре, Новосибирске, Владимире, Ярославле, Сочи.