Слайд 1Гусева Лилия Леонидовна
учитель трудового обучения
«Изготовление изделий из солёного теста»
Слайд 2Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках...
Не
знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Слайд 3Цель проекта:
обоснование эффективности использования тестопластики в педагогической практике для развития мелкой
моторики руки и творческих способностей детей.
Слайд 4Задачи проекта:
обеспечение необходимых организационных условий для развития креативности каждого ребёнка в
соответствии с его природосообразными способностями и возможностями;
теоретическое обоснование «тестопластики» как технологии развития мелкой моторики руки – основу успешного письма, памяти, мышления, формирования речи.
Слайд 5Развитие детского творчества является актуальной проблемой.
Творчество – это деятельность человека,
преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.
Я заинтересовалась оригинальным видом декоративно – прикладного искусства - пластикой из солёного теста, способствующей развитию мелкой моторики и творческих способностей детей. Давно известно, что арттерапия - прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками - это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывать новые горизонты.
Заинтересовавшись данным видом деятельности, я выделила его основные преимущества:
- способствует закреплению положительных эмоций, развивает мелкую моторику руки, воспитывает любовь и интерес к народному творчеству;
- активизирует потенциальные творческие способности;
- помогает детям сосредоточить внимание на тонких операциях, приучает к аккуратности и точности, да и просто доставляет детям огромное удовольствие!
Слайд 6Предполагаемые результаты проекта:
В результате внедрения данного проекта я ожидаю, что мои
дети научатся:
- планировать и организовывать рабочее место;
- рационально размещать инструменты и материалы;
- распределять рабочее время;
- контролировать ход деятельности;
- соотносить результаты деятельности с образцом;
- осуществлять сотрудничество при коллективной работе;
- соблюдать безопасные приемы труда при работе с различными инструментами, материалами;
- комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;
- выбирать необходимые материалы и инструменты;
- оценивать процессы и результат своего труда;
- выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Слайд 7Из истории о соленом тесте
В Германии и Скандинавии издавна было принято
изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
Слайд 8В странах Восточной Европы популярны большие картины
из теста.
У славянских
народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.
Слайд 9В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на
алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.
Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста.
Слайд 10Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного
теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.
Слайд 11Еще на Руси было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось
что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.
Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.
Слайд 12Основной рецепт теста
300 гр муки (2 стакана)
300 гр соли (1
стакан)
200 гр воды (1 стакан)
Слайд 13Рабочее место и инструменты
Маленькая скалочка;
противень;
банка с водой;
кисточка для смачивания теста;
ситечко;
формы для вырезания теста;
фольга;
небольшой ножичек и стеки.
Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста. И, наконец, вода и полотенце для ополоскивания рук и инструментов.
Слайд 14Основные этапы работы
Очень многие сложные на первый взгляд изделия состоят из
простых элементов.
Чтобы сделать шарик, возьмите кусочек теста и круговыми движениями покатайте его между ладонями. Если шарик расплющить, получится лепешка.
Капля также получается из шарика. Защипните шарик с одного конца и потяните. Затем, поворачивая шарик, продолжайте вытягивать носик.
Чтобы сделать колбаску, покатайте кусочек теста между ладонями движениями вперед-назад.
Из теста можно вырезать фигуры с прямыми сторонами, например треугольники или квадраты. Делается это острым ножом.
На поверхности теста можно отпечатывать разные предметы, например, красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки или другую трубочку, иголку, отвертку и т. д.
Слайд 15Сушка, обжиг, раскраска
Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить
или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, вспучиться или изменить цвет.
Слайд 16После обжига или сушки изделия из теста можно раскрашивать и лакировать.
Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА.
Слайд 20Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит
то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Преимущество системы занятий по тестопластике для детей состоит в том, что отрабатываются необходимые навыки, развиваются творческие способности, тонкая моторика рук, происходит подача нового и закрепление изученного материала на протяжении всех занятий. При этом создается благоприятная воспитательная и развивающая среда.
Слайд 21Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы...
Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!