Слайд 1Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича
Столетовых»
(ВлГУ)
Педагогический институт
Кафедра ТиЭО
«Самостоятельная работа как средство развития рефлексивных умений учащихся на уроках технологии»
Выполнила: Трифонова О.А.
Слайд 2Актуальность темы обусловлена
ориентацией российской образовательной системы на формирование личности обучающегося, способной
самостоятельно и осознанно ориентироваться, адаптироваться и успешно реализовываться в современных условиях рынка труда;
необходимостью осмысленного освоения учащимися современных техник знаний и умений, повышения уровня трудовой культуры, в том числе, в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности ;
возможностями учебного предмета «Технология» в создании условий для развития рефлексивных умений в процессе самостоятельной работы учащихся.
Слайд 3Объект исследования: технологическая подготовка учащихся общеобразовательных организаций.
Предмет исследования: самостоятельная работа как
средство развития рефлексивных умений учащихся на уроках технологии.
Слайд 4Цель исследования:
изучить психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы как средства развития рефлексивных умений
учащихся и разработать её методику на уроках технологии.
Слайд 5Задачи исследования
1) проанализировать понятие рефлексивных умений в психолого-педагогической науке;
2) охарактеризовать методы организации
самостоятельной работы учащихся;
3) проанализировать педагогический опыт организации самостоятельной работы на уроках технологии;
4) провести диагностику рефлексивных умений учащихся;
5) разработать методику организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии.
Слайд 6Рефлексивные умения
умения осознавать и оценивать себя и других как субъектов познавательной
деятельности и изменять свою деятельность в результате данного оценивания.
(Е.А. Истомина)
Слайд 7Методы самостоятельной работы:
Самостоятельная работа учащихся – это методы обучения запускающие процесс
самостоятельного осмысления учащимися не только целей и задач образования в конкретных ситуациях, но и оценивания своих способностей, своей работы.
(К.А. Вартазарян)
игровые ситуации;
задания на творчество;
эвристическая беседа, учебная дискуссия, диспут;
упражнения, опыты и др.;
контрольные задания;
и др.
Слайд 8Самостоятельная работа на уроках технологии
самостоятельная практическая работа занимает 70% времени урока
технологии;
самостоятельная работа осуществляется в процессе выполнения трудового задания, проектной деятельности в целом;
самостоятельная работа организуется по решению конкретных познавательных задач при реализации проблемного метода обучения, игровых технологий;
самостоятельная работа реализуется в процессе выполнения заданий, в том числе разноуровневых.
Слайд 9База исследования
МБОУ «СОШ № 16» г. Владимира
Слайд 10Результаты :
1) проведена диагностика рефлексивных умений методами включённого наблюдения и тестирования.
Слайд 11Таблица 2 - уровень рефлексивных умений учащихся 6-го класса (20 чел.)
Слайд 12Результаты:
2) проанализирована программа, учебная и учебно-методическая литература;
3) разработан перспективно-тематический план
раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»; темы уроков: «Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества»; «Орнамент в лоскутном шитье»; «Изготовление панно: раскрой и соединение деталей»; «Художественное оформление панно»; «Свободная роспись по ткани».
Слайд 13Результаты:
4) спроектированы способы организации самостоятельной работы, способствующие развитию рефлексивных умений учащихся
на разных этапах урока (практической работы учащихся, этапе подведение итогов):
Слайд 14Результаты:
Урок 1. Тема: «Лоскутное шитьё - неиссякаемый источник творчества»
Этап урока –
практическая часть.
Вводный инструктаж. Задание: 1) сгруппируйтесь в пары; каждой паре необходимо придумать тему для панно; разработать эскиз и выполнить его;
2) в разработанный эскиз внесите изменения согласно своим желаниям и интересам.
Перед началом работы вспомним правила ТБ при работе с ножницами.
Вопрос: Какую бы вы поставили себе оценку за знания и умения выполнять правила ТБ? Обоснуйте ответ. Назовите эти правила.
Заключительный инструктаж. Организация учащихся по самостоятельной оценке собственных знаний и умений по результатам выполнения практической работы.
Этап урока - подведение итогов урока и рефлексия.
Пример вопроса: «Научился ли я разрабатывать эскиз и шаблон панно? Каковы достоинства и недостатки моей самостоятельной работы по разработке эскиза и шаблона панно»?
Слайд 15Результаты:
Урок 2. Тема: «Орнамент в лоскутном шитье».
Этап урока - практическая
часть.
Вводный инструктаж. Задание практической работы: изготовить декоративную салфетку в одной из техник: «ёлочка», «шахматка», «звезда».
Задание для рефлексии: проанализируйте техники выполнения орнамента ёлочка, шахматка, звезда и проранжируйте их по степени сложности для вас: простой; усложнённый; самый сложный; результаты анализа и решения оформите в таблицу «Самоанализ моих знаний, умений и навыков по теме «Техники орнамента».
Заключительный инструктаж. Поставьте оценку самому себе за выполненную практическую работу и обоснуйте своё решение. (Далее организуется обсуждение самооценок и их обоснование).
Этап урока: подведение итогов урока и рефлексия.
Пример вопроса: «Продолжи предложение: «Если мне предстоит изготовить салфетку в технике «ёлочка»; «шахматка»; «звезда», то я начну с …», ответ обосновать.
Слайд 16Результаты:
Урок 3. Тема: Изготовление панно: раскрой и соединение деталей.
Этап урока -
практическая часть.
Вводный инструктаж. Задание для практической работы: раскроить и соединить детали панно.
Заключительный инструктаж. Учащиеся выступают с оценкой и самооценкой выполнения практической работы, выделяют её достоинства и недостатки.
Этап урока – подведение итогов и рефлексия.
Пример вопроса: «Согласна ли я с оценкой моей работы поставленной одноклассницей»?
Этап урока – домашнее задание.
Задание: 1) изучите инструменты и приспособления для свободной росписи по ткани; правила выбора тканей и красителей; виды свободной росписи по ткани; применение солевого раствора для росписи по ткани; 2) сгруппируйтесь по определённым признакам в команду, обоснуйте своё решение. «Я хочу сотрудничать потому что…»
3) разработайте и реализуйте план деятельности росписи по ткани на основе солевого раствора; выполните роспись по ткани на основе солевого раствора.
Продолжите предложения:
«Я знаю…»; «Я умею…»; «Я могу…».
Слайд 17Выводы:
Результаты реализации методики показали позитивную динамику в развитии рефлексивных умений учащихся:
готовность
и открытость учащихся в самооценке и самоанализе собственных знаний и умений;
активность и результативность сотрудничества учащихся в учебно-познавательной деятельности;
самостоятельность в планировании хода предстоящей учебной работы на основе самоанализа своих желаний и возможностей, а также в исправлении допущенных ошибок, защите продукта труда, обоснование его достоинств.