Слайд 1МОБУ «Троицкая гимназия им.Б.Б.Городовикова»
Республиканская научно – практическая конференция школьников
«Первые шаги в
науку»
Тема: «Искусство витража.
От истоков к современности»
Подготовила:Бухаева Алтана, ученица 11 «б» класса
Руководитель: Бадмаева С.Б.
Слайд 2Объект исследования:
- искусство и виды витража;
- витраж в интерьере дома.
Цель исследования:
- выполнить картину в стиле витраж;
- оценить проделанную работу и свои возможности в исследовательской деятельности.
Слайд 3
Витраж - это произведение декоративного искусства
изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла. Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве.
В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы. Оно может выполнять множество функций и поэтому выступает в самых разных формах; сопровождает нас в быту, пленяя своими отблесками, цветами и волнующей хрупкостью.
Слайд 4 Тема моей исследовательской работы «Искусство витража. От истоков
к современности».
В искусстве витража меня привлекла техника, практическая сторона искусства. Я давно занимаюсь изобразительным творчеством и собираюсь связать с ним мою будущую профессию.
Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проёмах окна, на дверях, фонарях. Работа в технике витража дала мне возможность воплотить в практической жизни мои творческие и художественные идеи.
В данной работе я решила исследовать все виды витража по стеклу и выполнить работу в стиле витраж.
Слайд 5Обзор литературы
1. Мария Спирито: Витражное искусство и техника росписи
по стеклу.
Мария ди Спирито - профессионал высокого класса с более чем десятилетним опытом работы в области прикладного искусства и преподавания, она очень хорошо знакома с технологиями, инструментами и материалами, поскольку сама занималась распространением всего необходимого для художественной обработки стекла. Эта книга - простой учебник, исчерпывающее и достаточно подробное руководство, здесь можно найти все необходимые сведения о материалах, о различных технологиях обработки стекла, о требуемых оборудованиях, инструментах и приспособлениях.
2. Донателла Дзаккария: Декорируем стеклом: предметы интерьера, витражи.
Книга знакомит с основными техниками декорирования стеклянных изделий. Вы научитесь декорировать зеркала, лампы, подсвечники, вазы, а также изготавливать удивительной красоты витражи и создавать собственные оригинальные изделия для дома или в подарок.
3. Рагин, Хиггинс: Искусство витража. От истоков к современности.
Книга предоставляет разнообразную информацию об этом сложном явлении, которое находится на пересечении нескольких видов искусства. Рассказывая о капеллах и соборах, коммерческих центрах и частных домах, автор соединяет прошлое и настоящее. Абстрактный современный дизайн, как и классический витраж, обращен к широкой аудитории, и для его изготовления использовались материалы, которые описаны в книге Теофилуса XII.
Слайд 6История возникновения витражного искусства.
Одна из легенд, поведанная древнеримским историком Плинием
Старшим (79-23 гг. до н.э.), гласит, что открытие стекла произошло случайно, когда финикийские купцы за неимением под рукой камней сложили очаг на песчаном берегу из перевозимой ими африканской соды. На следующее утро на месте костра они обнаружили несколько гладких блестящих пластин, через которые можно было смутно видеть свет. Это было исключительное стечение обстоятельств, ведь песок, из которого образуется стекло, плавится при температуре 1710°C, а при добавлении соды температура плавления снижается больше чем в 2 раза до 720°C. В те времена ни о каких градусах понятия не имели, но, тем не менее, обратили внимание на высокотемпературное взаимодействие песка и щелочи (зола, сода).
Слайд 7В дословном переводе с латинского «витраж» - стекло, декоративная цветная композиция
из стекла или другого пропускающего свет материала.
Искусство росписи по стеклу уходит в далекое прошлое. Ученые-археологи считают, что впервые цветное оконное стекло появилось в Древнем Египте и Риме. В те времена стекло окрашивали с помощью окиси и закиси меди, окиси марганца, окиси кобальта, окиси свинца и т. д. Все перечисленные красители входят в состав природных минералов. Древнее листовое стекло отличалось от современного не только химическим составом исходной стекломассы, но и технологией изготовления.
Слайд 8 В античные времена умелые ремесленники расписывали зеркала или стекла шкафов
и украшали множество предметов утвари, изображая на них сценки из жизни или цветочные и геометрические узоры. Они пользовались красками, которые со знанием дела сами изготавливали, смешивая разные типы глины и натуральные растительные масла.
Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. На этом придворном предприятии первоначально изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи. Поэтому витражи этого завода первоначально представляли собой набор однотонных стекол, образующих в оконном переплете простой геометрический узор.
Фрагмент алтарного образа из церкви Смоленской Божьей Матери, Петербург. 1900-е гг., мастерская Торгового Дома«М.Франк и К».
Витраж «Воскресение Христово» в Исаакиевском соборе, С.-Петербург, 1844 г., Выполнен Мюнхенским«заведением живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (Die Königlichе Glasmalereianstalt) по эскизу Х. М. фон Гессе.
Слайд 9Исследование.
Виды современных витражей.
Пескоструйный витраж
Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой
группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Мозаичный витраж
Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.
Слайд 10Расписной витраж
Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все)
стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
Спечной витраж (фьюзинг)
Спечной витраж или фьюзинг — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
Слайд 11Фотопечать
Является популярным видом витража в мире современного дизайна, который отличается многообразием
методов исполнения и сфер применения. Витражи, нанесенные с помощью такой технологии, отличаются высокой четкостью, реалистичной цветопередачей и стойкостью к различным внешним факторам. Сегодня существует два способа нанесения фотопечати на стекло:
- Первый способ подразумевает печать изображения на специальной полимерной пленке, которая затем приклеивается на оконное стекло.
- Второй способ фотопечати предполагает нанесение полноцветного изображения непосредственно на поверхность оконного стекла посредством специального УФ-принтера.
Классический витраж
Это полупрозрачная сюжетная или орнаментальная композиция из цветных стеклянных элементов. Его предназначение – декорирование, создание торжественности или праздничности, внесение цветового акцента в помещение, украшенного бликами солнечного света.
Слайд 12Техника Тиффани
В 19
веке Луис Комфорт Тиффани американский художник и дизайнер изобрел новый вид стекла и усовершенствовал способ соединения цветных стекол разной формы. Их края обклеивали медной фольгой, а затем спаивали.
Данная техника позволяет создавать фактурные и объемные витражи разнообразных форм. Композиции, выполненные в технике Тиффани, отличаются долговечностью и стойкостью к температурным перепадам. Но стекло от Тиффани – это еще и цвет. Дизайнер стал изобретателем не только техники изготовления витражей, но и особого вида стекла «fabril» (пламенеющее). Изделия в стиле Тиффани (стиле «модерн») – это витражи насыщенных цветов с пейзажами и природными мотивами, а также отсутствие грубых прямых углов и линий.
Слайд 13
Контурный заливной витраж
Контурный заливной витраж - на
лист стекла наносится изображение акриловыми полимерами.
1-й этап - нанесение контура: имитация свинцовой пайки классического витража. Контур имеет незначительный объем, что придает изделию дополнительную фактурность, максимально приближая его к внешнему сходству с классическим витражом и добавляя эстетический эффект.
2-й этап - заполнение промежутков, образованных контурной линией, цветными полимерами. Цветные заливки выполняются вручную, что позволяет использовать максимальное количество цветовых оттенков и эффектов. Технология может применяться на любом виде стекла, в том числе на зеркале или химически травленой поверхности, что расширят возможности вариативности декоративных эффектов.
3D витражи
Относятся к новейшим витражным технологиям. Они создают иллюзию объемного изображения, которое отлично просматривается с обеих сторон, поэтому очень часто используется для витражных окон. Суть этой необычной техники заключается в том, что витраж, выполненный в технике Тиффани, крепится между стеклами двухкамерного стеклопакета, в результате чего хрупкое изображение приобретает не только визуальный объем, но и дополнительную защиту.
Слайд 14Технология изготовления.
Материалы и приспособления.
Для
изготовления заливного витража понабиться:
1. Эскиз рисунка - разрабатывается самостоятельно на непрозрачной бумаге.
2. Контур по стеклу - он предназначен для выполнения контура рисунка, ограничивая цветовые элементы. Контурные краски выпускаются различных цветов.
3.Краски по стеклу - на водной основе.
4. Основа - заливной витраж может быть выполнен на любой твердой поверхности. Но основной поверхностью является, естественно – стекло. Основой может служить как простой кусок стекла, так и стакан или ваза.
5. Спиртосодержащие салфетки - Предназначены для обезжиривания поверхности стекла.
Слайд 15Технология выполнения заливного витража:
Выбирается рисунок, который переносится на бумагу в натуральную
величину.
Стекло нужной формы и размера обезжиривается и обеспыливается.
Подготовленное изображение подкладывается под стекло, и с помощью контура, наноситься по контуру рисунка, который будет играть роль границ витражных фрагментов.
Затем, после полного высыхания контуров, заполняются сегменты рисунка жидкими красками, согласно специальной цветовой палитре.
Слайд 16Актуальность витража в интерьере дома.
Каждый человек очень щепетильно относится к выбору
предметов для дома. Естественно, что
хочется быть оригинальным и отличаться от общего фона, подчеркнуть свой стиль и вкус, и привлечь внимание окружающих. Нам всегда хочется быть оригинальным, например, нарисовать особенную картину, которую больше ни у кого не увидишь. Витражи в интерьерах квартир играют важную эмоциональную и не менее важную практическую роль.
С точки зрения функциональности они организуют пространство: заполняют его, могут его разграничивать, что-то подсвечивать, а что-то, напротив, оттенять или прикрывать. Это одновременно и украшения, и функциональные детали, например, вазы или светильники. Другая важнейшая роль витражей – цветовое наполнение и реализация оригинальных цветовых решений. В эмоциональном смысле витражи создают нужное настроение, привлекают внимание. Витражи позволяют изящно реализовать идею зонирования пространства: оно будет достаточно явно разграничено, но в то же время сохранится целость его восприятия. Только витражи создают особую световоздушную среду и особую эмоциональную ауру квартиры.
Слайд 17Витраж в окнах - это классическое применение витражей, которое остается самым
популярным и в наши дни. Такое окно может быть прозрачным, полупрозрачным или глухим. Лучше всего установить их в гостиной. Важно только помнить, что витраж частично поглощает свет. Поэтому для окон с южной стороны лучше выбирать стекла темных и насыщенных цветов, для северной стороны – напротив, только светлых оттенков.
Витражи в дверях - это второй наиболее частый вид витража в современных интерьерах. Витражные вставки в дверях могут быть выполнены в любом стиле – от ярких, с обилием цветом и мелких деталей до геометрических узоров в сдержанной цветовой гамме. Подходят для этого и двери самых разных видов, вплоть до дверей-гармошек. Сами двери становятся самостоятельным художественным произведением. Такие витражи позволяют непринужденно соединить интерьеры разных помещений, обеспечив плавность перехода одного в другой.
Витражные потолки смотрятся крайне эффектно, особенно если в запотолочном пространстве разместить светильники. Как правило, они состоят из квадратных стеклянных плит с изображением орнамента или частей общего рисунка и металлической подвесной системы.
Слайд 18 Изящным и очень стильным украшением интерьера
являются витражи, установленные в нишах. Они могут быть разных форм (от арочных до квадратных), глубины (от 10 см до метра) и размеров, объема, яркости.
Я убеждена, что ручная работа, в отличие от промышленного производства, всегда будет высоко цениться. А, кроме того, доставлять удовольствие и тому, кто создал hand made (ручная работа) вещь, и тому, кто ее будет использовать. Картины, роспись по стеклу в рамке, станут эксклюзивными аксессуарами и отличными подарками для близких. Это великолепный шанс создать свой неповторимый стиль и образ. Роспись по стеклу сделает вас и ваше творчество индивидуальным и единственным.
Преимущества витража:
многоцветие;
эксклюзив;
при выполнении витража можно воплотить все самые нереальные фантазии;
рисунок по стеклу не смывается, не облезает и не скатывается.
Слайд 19Заключение и выводы.
Подготовка к исследовательской работе по данной теме помогла
мне более углубленно изучить особенности производства витража. Каждый человек хочет видеть свой дом неповторимым, подчеркивающим индивидуальный стиль, образ жизни и характер хозяина. Кто-то достигает этого, окружая себя только тем, что ему нравится, т.е. множеством милых сердцу мелочей. Кто-то нанимает дизайнера, прося «вылепить» необходимый интерьер. Сфера применения витража, расписанная ручным способом так же безгранична, как неограничен полет человеческой фантазии. Что меня привлекло в технике «витраж» - так это практическая сторона данного искусства. Я лично с огромным увлечением занимаюсь декоративно-прикладным искусством и собираюсь связать с ним мою будущую профессию.
Когда начинала работу, мне казалось, что она займет много времени и будет очень кропотливой. Но все трудности в процессе изготовления были сразу забыты, после увиденного, что все у меня получилось. Проанализировав выполненную работу, я сделала вывод, что вещь, сделанная своими руками дороже, чем купленная в магазине, потому что в нее вложена моя любовь и мои умения. В ходе исследовательской работы я выполнила ряд задач:
- познакомилась с историей, видами и технологией изготовления витражей;
- разработала эскиз рисунка;
- выполнила картину в технике заливной витраж.
Работа над темой позволила мне расширить представления о мировой художественной культуре, обогатила понимание настоящего через прошлое. Оказалось, что огромное количество людей занимаются росписью стекла, они делятся между собой опытом на страницах интернета, создавая целые группы единомышленников. Это показывает, что витраж как искусство совсем не устарел и до сих пор пользуется популярностью.