Слайд 1«Традиционные женские ремесла Тамбовского края»
Авторы: ученицы 9 «В» класса МБОУ СОШ
№ 3 Животовская Виктория и Зоткина Татьяна .
Научный руководитель учитель технологии Казина Марина Витальевна.
«Традиционные женские
ремесла Тамбовского края»
Слайд 2Актуальность
Актуальность изучения народного декоративно-прикладного творчества выходит далеко за рамки только искусства.
В последние годы повысился интерес к кустарным направлениям народного искусства, что связано с формированием и развитием художественных промыслов, бытовавших в различных местах Тамбовского края. Сегодня, как никогда, необходимо знать историю народного декоративно-прикладного искусства, являющегося частью быта, окружающей человека природы с отличительными особенностями в каждой местности.
Слайд 3Проблема
Традиционное национальное декоративно-прикладное искусство не отделимо от
сложного процесса оформления конкретных жизненных потребностей и активно входит в обустройство быта. Сельский и городской изобразительный фольклор невозможно отделить от бытовой сферы, не разрушив его эстетикокультурной целостности.
Слайд 4Цель проекта:
Познакомиться с культурным наследием Тамбовского края.
Слайд 5Задачи проекта:
1.Определить направления поиска центров бытования и сохранения
традиционных художественных женских ремесел.
2.Доказать целесообразность выполняемой работы.
3.Выявить основные виды традиционных женских тамбовских ремесел.
4.Изучить историю их возникновения, развития и географию
5. Описать значение производства художественных изделий для культуры и экономики страны.
Слайд 6Задачи
6.Выявить исторически сложившиеся виды ремесел актуальные в современном декоративно-прикладном искусстве.
7.Формировать умения
анализировать и систематизировать информацию.
Слайд 7Этапы выполнения проекта
Обоснование проблемы.
Поиск информации.
Анализ информации.
Основные виды и развитие кустарных ремесел
Тамбовских мастеров.
Выводы по результатам проведенного анализа информации.
Слайд 8Поиск информации
Народное искусство всегда было связано с экономикой, развитие его стимулировалось
потреблением и спросом по мере выхода за рамки домашнего производства, для собственных нужд. Сегодняшняя ситуация в развитии рыночных отношений требует поиска новых путей решения экономических проблем, влияющих на состояние и перспективы развития народного искусства, творцами которого являются представители различных социальных слоев общества.
Поиск информации велся по фондам Моршанского краеведческого музея, периодическим изданиям , научно-методическим изданиям, по цифровым информационным ресурсам .
Слайд 9Анализ информации
История возникновения, формирования и развития народных художественных промыслов на территории
Тамбовской области совершенно не изучена и отдельные публикации носят случайный, эпизодический характер и рассматривают один из видов народного художественного творчества
До 1917 года территория Тамбовской губернии оставалась неизменной, а после изменения границ области в 1923, 1928, 1930, 1934, 1937, 1939 годах ее площадь уменьшилась почти вдвое. Северные части губернии отошли к Рязанской, Пензенской, Нижегородской областям, Мордовской АССР, а юго-западная часть перешла к Воронежской и Липецкой областям.
Слайд 11
В результате территориально-административных перестановок были нарушены складывающиеся столетиями культурно-бытовые связи и
утрачена преемственность традиций. Исчезли из оборота или потеряли полноту значения такие понятия как «тамбовская игрушка», «тамбовское кружево», «тамбовская вышивка», «тамбовский костюм», ибо места бытования этих традиционных для Тамбовского края видов декоративно-прикладного искусства оказались за пределами области. Достаточно назвать понятие «елецкое кружево», а ведь центром кружевоплетения было и село Тютчево под Лебедянью, мастерицы которого работают на производственном объединении «Елецкие кружева».
Поэтому при изучении истории кустарных промыслов и народного декоративно-прикладного искусства приходится использовать сведения и статистические данные как в границах дореволюционного, так и современного административно-территориального деления области. Для народного искусства установить границы невозможно, так как оно мобильно и взаимосвязано с традициями всего региона.
Слайд 13 Основные виды и развитие кустарных ремесел тамбовских мастериц.
Ткачество.
Слайд 20Развитие кустарных промыслов
1. Проведение выставок (1887г).
2. Выдача кредитов.
3. «Программа вопросов о
кустарных промыслах Тамбоской
губернии» (1899)
4. Сборник «Кустарные промыслы Тамбовской губернии».
5. Докладная записка губернского агронома о мероприятиях
по кустарным промыслам» (1905).
6. Скупка изделий у производителей.
7. Создание Товариществ кустарей в уездах.
8. Организация земских учебных мастерских.
Слайд 23Музеи, имеющие в фондах изделия Тамбовских мастериц.
Эрмитаж (тамбовская вышивка).
Государственный музей (коллекция
изделий из бисера).
Тамбовский краеведческий музей.
Моршанский краеведческий музей.
Слайд 24Выводы
Цель достигнута и решены задачи.
Стихийно складывавшиеся в нашем регионе кустарные
промыслы постепенно стали развиваться под влиянием создаваемых губернскими властями и отдельными помещиками художественные мастерские. В мастерских отрабатывалась технология художественных ремесел, композиция, стиль, орнаменталистика и т.п. Профессиональные художники меценаты сыграли большую роль в изучении и сохранении народного искусства, в котором видели источник вдохновения.
Власти, с целью пропаганды ремесел, организовывали различные выставки как на областном, так и на Всероссийском уровне. Изделия мастеров нашей области экспонировались на этих выставках, лучшие из них отмечались, а сами мастера получали денежное вознаграждение. Некоторые работы экспонировались в Париже и получили высокую оценку.
Слайд 25Востребованность проекта
Значимость заключается в том, народное декоративно-прикладное искусство является первичной формой
художественной культуры, существующей и развивающейся в профессиональном и самодеятельном творчестве. Традиции бытовых форм декоративно-прикладного искусства живут в современной культуре, обогащенные опытом профессионального и самодеятельного искусства.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использовать её как на уроках технологии, так и истории, краеведения, литературы.
Слайд 27Ремёсла,сохранившиеся в наши дни
Слайд 28Используемые источники
Использование русских национальных традиций в технологическом образовании школьников: Методическое
пособие/ под ред. В.Н.Рязановой.-Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
Тамбовская художественная культура: Учебное пособие/Долженкова М.И., Толмачёв Ю.А.-2006.
И пыль веков от хартии отряхнув…: Хрестоматия по истории Тамбовского края/ ред. Мизис Ю.А., Протасов Л.Г.-Изд. Центр ТГПУ, 1993.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Т-2 Русский язык 1979 с. 226.).
Славянский мир: Историко-культурное издание/ под ред. Андреевой Р.В.- Воронеж,2001.
Орлова В. Серебряный век русской культуры. Кустарные промыслы, Кредо, Тамбов, 1992, № 3-4, с. 19-20).
Долженкова М.И. Традиционная тамбовская народная художественная культура.-Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2000.
www.museum.ru
www.auditorium.ru