Слайд 1Вышивка
Урок № 1
5 класс
Преподаватель МБОУ «СОШ№1»
Г. Сосновый Бор
Смирнова И.В.
Слайд 2
Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства
Традиционная вышивка является честью народного
искусства. На характер, мотивы и технику исполнения вышивки влияет местный характер искусств, обряды, обычаи, особенности быта народов.
Слайд 3Очень давно… Человек всегда стремился украсить своё жилье, одежду. Колыбелью вышивания
был Восток. В России оно появилось в первые столетия древней Руси. Вышивание по полотну – это была работа, требующая большой усидчивости и терпения. Русские царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключённые в терема и окруженные сенными девушками, создавали самые причудливые и богатые вышивки шелками и золотом с примесью бус и самодельных камней.
Слайд 4Самый расцвет вышивального искусства приходился на начало XIX века, когда им
занимались и крепостные девушки и их хозяйки. Вышивали гладью и крестом по канве, шерстью и бисером на шёлке и бархате, росписью и тамбуром на ситцевых полотенцах.
Слайд 5Во второй половине XIX века изменяется назначение местных промыслов и ремёсел.
Возникают и развиваются новые центры, специализирующиеся на золотом шитье (г. Торжок), гладьевых работах (Владимирская губерния), строчевых и счетных вышивках.
Слайд 6Орловский спис
Такое название получила вышивка, уникальная как по яркости цветового решения,
так и по орнаменту, состоящему из цветов и листьев причудливой округлой формы с изогнутыми толстыми стеблями.
Слайд 7Орловский спис
Благодаря такой удивительной красочности и нарядности эту вышивку стали называть
«спис». Ведь в древности «писать» означало «украшать» и «изображать». Да и теперь о красивой девушке говорят «писаная красавица».
Орловским списом эту вышивку называют потому, что наибольшее распространение она получила именно в Орловской губернии.
Слайд 8Золотая хохлома
В основе хохломской росписи лежит растительный орнамент. Его главная отличительная
особенность – плавно изгибающийся ведущий стебель «криуль», вокруг которого кудрявиться «хохломская травка», оттеняя сказочные цветы и подчеркивая округлость ягод.
Слайд 9Роспись
Старинным швом «роспись» с незапамятных времён украшали обрядовые полотенца и рубахи,
скатерти и пояса, используя для вышивки яркие алые нитки и белую ткань крупного переплетения. Вышивка относится к счетным швам.
Используя старую технику вышивания можно и сейчас сделать милые сердцу безделушки.
Слайд 10Традиционный ижорский костюм
Вышивка выполнена в технике роспись. Роспись состоит из
геометрических орнаментов и вышитых фигур, изображающих женщин, птиц, «древо жизни», коней. Эти фигуры и вышитые сюжеты олицетворяют силы природы, изображают поклонение женскому божеству Земли и плодородия. Экспонаты школьного музея «Живая старина».
Слайд 11Владимирский верхошов
В поселке Мстера Владимирской губернии в середине XIX века возник
местный тип вышивки цветной гладью – так называемый «владимирский шов», выполняемый крупными рельефными стежками.
Это односторонняя гладь, образующая застил только на лицевой стороне.
Слайд 12Сказочные птицы
Узоры владимирского шитья представляют собой пышные растительные орнаменты. Среди этого
великолепия часто встречаются сказочные птицы. Художники рисуют их настолько разными, что даже выполненные практически в одном цвете, птицы индивидуальны и каждая имеет свой характер.
Слайд 13Белая гладь
Белой гладью называют вышивку белой нитью (хлопчатобумажной или шелковой) по
белой ткани разной плотности. В Европе такая вышивка появилась в XVI веке в Саксонии. В России родиной белой глади является п.Мстера (середина XIX века), где до сих пор сохраняется этот промысел.
Слайд 14Белая гладь, прорезная гладь, ришелье
Ришелье – ажурная вышивка, которая выполняется по
контуру узора, середина которого вырезана, а фрагменты соединены воздушными перемычками – бридами.
Слайд 15Вышивка крестом
Вышивка крестом относится к счётным швам. Выполняется на тканях крупного
переплетения, на канве. Выполняется нитками ярких, насыщенных цветов. Эта вышивка всегда в моде. Таким узором можно украсить скатерти, салфетки, занавески, полотенца, одежду, вышить картину.
Слайд 16Вышивка крестом
Старинные полотенца, выполненные в этой технике представляют собой своеобразную систему
тайнописи, где бумагу заменяет полотно, а чернила – яркие нитки. Композиции из таких фигур представляют собой символику плодородия, шифрованные молитвы, заговоры, обряды.
Слайд 17Александровская гладь
Простой двухсторонней гладью заполняют контур рисунка . В этой вышивке
очень важен подбор цветов, чтобы вышивка была не очень скучной или слишком пёстрой. Из-за разного направления стежков отражение света на них различно, это придает узору живость и выразительность
Слайд 18Золотное шитьё
Золотное шитье пришло в Россию из Византии. Им занимались в
монастырях, княжеских и царских палатах. Русские мастерицы применяли разную технику шитья, на Руси знали более 100 художественных швов. Этим шитьем украшались царские одежды и облачения священников, вышивались иконы и плащаницы, знамёна, хоругви. Центром современного золотного шитья является город Торжок.
Слайд 19Простые ручные швы
Простые ручные швы используются при выполнении практически всех видов
вышивки. Различные варианты их выполнения дают возможность получить простые и красивые декоративные швы и узоры.
Слайд 20Многоликий шов «вперёд иголку»
Шов вперёд иголку выполняется справа налево по счету
нитей. Длина стежков и промежутков зависит от рисунка и назначения шва.
Один из вариантов – шов «набор». Это старинный вид счетного шитья, имитирующий узорное, «бранное» ткачество.
Выполняется очень просто и красиво смотрится «русская гладь» швом «вперед иголку». Вышивают её на белом, кремовом или суровом полотне белыми нитками мулине.
Слайд 21Стебельчатый шов
Редкие вышивки обходятся без этого шва. Им выполняют стебли и
веточки, обшивают контуры, заполняют мотивы, укладывая в несколько рядов.
Вышивают его слева направо. Стежки должны быть мелкие, одного размера.
Слайд 22Тамбурный шов был известен на Руси издавна и назывался «шов в
цепки», т.е. цепочкой. В XIX веке для этой вышивки были созданы круглые пяльцы. С натянутой на них тканью, они напоминали верх барабана, по-французски «тамбура», что и привело к появлению названия – «тамбурное шитьё».
Слайд 23Цветной тамбур
Тамбурный шов имеет много разновидностей. Из петель и полупетель составляют
простые и сложные цепочки, «ёлочки», гладьевые заполнения мотивов, крупные и мелкие цветочки и листочки.
Слайд 24Почему этот шов так называют? Может потому, что он напоминает по
виду козлы – стойку по распиливанию дров. Другое название «бархатный» шов он получил благодаря своей эластичности, его применяют и в качестве отдельной вышивки, и как подшивочный при работе с бархатом, при подшивке трикотажа, для штопки и как соединительный шов.