Слайд 1Ремесла Кубани
Подготовила Крутькова Е.Ю.
Учитель технологии МОБУСОШ №15 с. Ковалевского Новокубанского района
Слайд 2Декоративно-прикладное искусство
область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в
общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
При обработке материалов (металл, деревоПри обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьбаПри обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремесломПри обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностьюПри обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала XX векаПри обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала XX века также с художественным конструированием .
Слайд 3Виды декоративно-прикладного искусства
Батик
Холодный батик
Горячий батик
Гобелен
Нитяная графика
Художественная
резьба
Резьба по камню
Резьба по дереву
Резьба по кости
Керамика
Вышивка
Вязание
Вязание крючком
Вязание спицами
Макраме
Ювелирное искусство
Художественная обработка кожи
Художественная ковка
Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани)
Слайд 4
Ба́тик — ручная роспись по шёлку.
На шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится
краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Для получения чётких очертаний используется специальный закрепитель, называемый резерв (обычно изготавливается на основе каучука). Роспись батик издавна известна у народов ИндонезииНа шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Для получения чётких очертаний используется специальный закрепитель, называемый резерв (обычно изготавливается на основе каучука). Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, ИндииНа шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Для получения чётких очертаний используется специальный закрепитель, называемый резерв (обычно изготавливается на основе каучука). Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В ЕвропеНа шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Для получения чётких очертаний используется специальный закрепитель, называемый резерв (обычно изготавливается на основе каучука). Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе — с XX века.
Слайд 5История происхождения
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с Индонезийского
слово -bа — означает хлопчатобумажная ткань, а -tik — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Слайд 6Виды батика
Существует несколько видов батика — горячий,холодный, свободная роспись. Они отличаются
способом резервирования ткани.
Горячий батик
Холодный батик
Свободная роспись
Свободная роспись с применением солевого раствора
Слайд 10Гобелен
Гобелен (фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый
ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).
Слайд 11История происхождения
В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется как «тканый ковёр ручной
работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами.
Арраци или аррас (по названию города Арраса, где в XIV веке производились яркие шпалеры с использованием золотой и серебряной нити)
Вердюра (слово возникло в XVI веке (слово возникло в XVI веке, образовано от фр. Verdure — зелень, трава, листва. Первоначально так называли изображения животных и птиц на фоне природы, но вскоре это название закрепилось за самими произведениями.
В XX веке появились новые названия: текстильное панно, таписсерия.
Слайд 13Нитяная графика
изонить,
изображение нитью,
ниточный дизайн
Слайд 14Материалы
графическаяграфическая техника, получение изображения нитками на картонеграфическая техника, получение изображения нитками
на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивкаграфическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархатграфическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.
Слайд 18Художественная резьба
Резьба по дереву
Резьба по камню
Резьба по кости
Резьба по яичной скорлупе
Слайд 19Виды резьбы
Рельефная резьба
Плоскорельефная резьба
Прорезная резьба (пропильная)
Обьёмно-скульптурная резьба
Комбинированная резьба. Контурная резьба
Геометрическая резьба
Слайд 24Керамика
Слово керамика (греч. keramos - глина) происходит из греческого языка (греч.
keramos - глина) происходит из греческого языка, и в узком смысле обозначает глину (греч. keramos - глина) происходит из греческого языка, и в узком смысле обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов.
Исторически керамические изделия были жёсткими, пористыми и хрупкими. Изучение керамики приводит к разработке все новых и новых методов для решения данных проблем, уделяя особое внимание сильным сторонам материалов, а также и необычному их использованию.
Материал и технология, которые используются как в декоративно-прикладном искусстве (разнообразные сосуды, мелкая пластика), так и в скульптуре (рельефы, статуэтки), в монументальном искусстве (панно), в строительстве (кирпич, черепица, изразцы). Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Время появления керамики относят к эпохе палеолитаМатериал и технология, которые используются как в декоративно-прикладном искусстве (разнообразные сосуды, мелкая пластика), так и в скульптуре (рельефы, статуэтки), в монументальном искусстве (панно), в строительстве (кирпич, черепица, изразцы). Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Время появления керамики относят к эпохе палеолита. Различными видами керамики являются терракотаМатериал и технология, которые используются как в декоративно-прикладном искусстве (разнообразные сосуды, мелкая пластика), так и в скульптуре (рельефы, статуэтки), в монументальном искусстве (панно), в строительстве (кирпич, черепица, изразцы). Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Время появления керамики относят к эпохе палеолита. Различными видами керамики являются терракота, майоликаМатериал и технология, которые используются как в декоративно-прикладном искусстве (разнообразные сосуды, мелкая пластика), так и в скульптуре (рельефы, статуэтки), в монументальном искусстве (панно), в строительстве (кирпич, черепица, изразцы). Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Время появления керамики относят к эпохе палеолита. Различными видами керамики являются терракота, майолика, фаянсМатериал и технология, которые используются как в декоративно-прикладном искусстве (разнообразные сосуды, мелкая пластика), так и в скульптуре (рельефы, статуэтки), в монументальном искусстве (панно), в строительстве (кирпич, черепица, изразцы). Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Время появления керамики относят к эпохе палеолита. Различными видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор.
Слайд 26Вышивание
Вышива́ние — общеизвестное и распространенное рукодельное — общеизвестное и распространенное рукодельное
искусство украшать самыми разнообразными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разнообразными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разнообразными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора, до тончайших материй — батиста — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разнообразными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.
Слайд 27Виды вышивания
аппликация
Вышивка крестом
Вышивка гладью
Вышивка Ришелье (ажурная вышивка)
Изонить
Вышивка лентами
Вышивка шелком
Вышивка золотом (золотыми нитями)
Вышивка бисером
Слайд 28Способы вышивания
Машинная вышивка
Ручная вышивка
Слайд 29Национальная вышивка
Русская вышивка
Украинская вышивка
вышивка народов ханты и манси
Английская
вышивка
Слайд 31Вязание
Вяза́ние — процесс ручного изготовления изделий (обычно элементов одежды — процесс
ручного изготовления изделий (обычно элементов одежды) из ниток при помощи несложных инструментов (вязальный крючок, спицы).
Слайд 32Виды вязания
Вязание крючком
Вязание на спицах
Слайд 33Макраме
(от арабск. (от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от
турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.
История
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в ЕвропуТехника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIIIТехника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IXТехника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем ЕгиптеТехника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, АссирииТехника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, ИранеТехника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, ПеруТехника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, КитаеТехника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Слайд 34История происхождения
Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети,
сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме — двойной плоский — в древности называли Геркулесовым узлом.
Слайд 37Художественная обработка кожи
Вид декоративно-прикладного искусства Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из
кожи Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий
Слайд 38История происхождения
История художественной обработки кожи восходит к каменному векуИстория художественной обработки
кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копьяИстория художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копья, поясаИстория художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумкиИстория художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки. ПифагорИстория художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки. Пифагор упоминает о выполненных при помощи интарсии таблицах, применявшихся в обрядах египетских пирамид[источник?]. Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы]. Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII]. Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII—XII]. Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII—XII века), которые так понравились крестоносцам]. Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII—XII века), которые так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои]. Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII—XII века), которые так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои, охватив всю Европу, продержалась более трёхсот лет[источник?].
Слайд 40 Приёмы художественной обработки кожи
2.1 Тиснение
2.2 Перфорация
2.3 Плетение
2.4 Пирография
2.5 Гравировка
2.6 Аппликация
2.7 Интарсия
Слайд 42Пирография
Пирография (буквально: «горячее рисование») — техника применяемая в декоративно-прикладном искусстве — техника применяемая
в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, пластмассы, кожи, ткани) при помощи раскаленной иглы наносится рисунок.
Слайд 43История происхождения
В отличие от пиротипии (буквально: «горячая печать») эта техника в
прошлом считалась редкой и использовалась в основном, как дополнительный прием при гравировке по дереву, кости, коже эта техника в прошлом считалась редкой и использовалась в основном, как дополнительный прием при гравировке по дереву, кости, коже. Во второй половине XX века эта техника в прошлом считалась редкой и использовалась в основном, как дополнительный прием при гравировке по дереву, кости, коже. Во второй половине XX века, благодаря изобретениею электрического пирографа — прибора для выжигания (горячей гравировки) — пирография получила развитие как самостоятельная техника не только в ДПИ, но и в художественной графике. В то же время, пирография по дереву является одним из самых популярных (наряду с вышиванием и лепкой) видов детского и самодеятельного творчества во многих странах мира.