Слайд 1Путь к самопознанию.
Представление о себе и выборе профессии.
Тема №1
Спецкурс по
технологии
«Твоя профессиональная карьера» 9 класс
Авдуевская Марина Анатольевна,
учитель технологии МБОУ СОШ №20
города Мурманска
Слайд 2«Познай самого себя» -
эта надпись украшала
Дельфийский храм в Греции.
Процесс открытия
себя, постижения себя и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека, ищущего смысл жизни.
Кто я?
Каков я?
Знаю ли я себя?
Что скрывается за собственным «Я»?
Слайд 3В поисках ответа мы сравниваем себя с другими людьми: родителями, друзьями,
знакомыми, героями литературных произведений.
Это сопоставление позволяет увидеть всё многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей человека, помогает выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.
Слайд 5Длительное общение и личные контакты позволяют увидеть особенности характера, темперамента, чувств,
уровень интеллекта и способностей другого человека. Параллельно с этим происходит процесс самопознания.
Процесс самопознания –
узнавание, выделение собственного «Я» путём сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими.
Слайд 6Познавая других людей,
вы познаёте самого себя
Слайд 7Личность –
это особые качества человека, которые являются результатом его развития;
это индивидуальность человека в её социальных связях и отношениях.
Слайд 8Быть личностью –
значит создать образ «Я»
по собственному сценарию
Под
личностью понимается человек, активно познающий окружающий и свой внутренний мир, имеющий более или
менее правильное представление о самом себе, своих достоинствах и недостатках, индивидуальных особенностях.
Слайд 9Каков я?
Что скрывается
за собственным «Я»?
Слайд 10 Путь к познанию лежит через понимание и оценку:
своих интересов и
способностей,
особенностей памяти и мышления,
своеобразие речи, внимания и воображения.
Слайд 11Характеристики личности описывают:
внутренний мир человека,
качества его души,
особенности поведения.
Взаимодействие с людьми:
заставляет
осмысливать свойства характера и темперамента,
побуждает обращать внимание на чувства и волевые качества.
Слайд 12Психология - наука о душе
(по-гречески «псюхе» - дыхание, душа; «логос» -
наука)
Душа (психика) – это внутренний мир личности, который рождается в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.
Психология – наука, изучающая факты, закономерности, механизмы возникновения, становления, развития психических процессов и явлений, а также принципы функционирования и проявления способностей человеческой психики.
Слайд 13Методы исследования психологических свойств личности.
Самонаблюдение – наблюдение за собой
со стороны, контролируя, анализируя и оценивая свои действия.
Эксперимент – сознательное вмешательство исследователя в деятельность человека с целью создания специальных условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт.
Тесты – экспериментальные методы выявления психологических свойств (в переводе с англ. – «испытание, проверка, проба»).
Слайд 16«Я» реальное – отправная точка всех планов человека в профессиональное будущее
Слайд 17Вопросы для закрепления и повторения материала:
Поразмышляйте, с чего начинается процесс самопознания
человека.
Что объединяет и что отличает понятия «индивид» и «личность»?
Что изучает психология? Каковы основные методы психологии?
Что такое «Я – концепция» и каковы её основные составляющие?
Какая существует связь между самопознанием и профессиональным планом?
Слайд 18ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задания для самостоятельной работы:
Попытайтесь оценить себя на основе собственных наблюдений,
используя следующий приём: на листе бумаги напишите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Кто я?».
Cоставьте свой автопортрет:
«Мой образ «Я» и профессия».
Проведите самоанализ личности. Выполните задания №1 и №2 бланка «Методики самооценки личности».
Слайд 19МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
Задание №1.
1. Начертите шкалу от 1 до 10
2. Представьте
условно, что приведённая шкала отражает общее отношение человека к себе
(где 1- отсутствие или минимальная выраженность, а 10 – максимальная выраженность уважения, доверия, интереса к себе).
3. Заштрихуйте ячейки под цифрами от 1 до 10 на шкале, как вы лично относитесь к себе как к ценности.
Слайд 20Задание №2.
Инструкция:
Используя список слов, обозначающих отдельные
качества личности, составьте ряд "ИДЕАЛ"
из 20
качеств личности. Распределите по следующему
принципу - от наиболее незначимых для вас качеств
до самых ценных.
2. Из выбранных 20 качеств ряда "ИДЕАЛ" составьте
ряд "Я". Вначале поставьте качества, наименее
характерные для вас, а потом наиболее характерные.
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
Слайд 21Список слов:
аккуратность, беспечность, вдумчивость,
вспыльчивость, гордость, грубость, доброта,
жадность, жизнерадостность, завистливость,
застенчивость, злопамятность, искренность,
капризность, легковерие, мечтательность,
нежность, непринуждённость, нерешительность,
несдержанность, обидчивость, осторожность,
педантичность, подозрительность,
принципиальность, сдержанность, стыдливость,
терпеливость, трудолюбие, трусость,
увлекаемость, упорство, упрямство,
уступчивость, чёрствость, честность,
чуткость, эгоизм.