Презентация, доклад по технологии на тему Оценка достоверности информации (10 класс)

Содержание

Первое объяснение информации как новости, сообщения, своеобразного газетного жанра, с помощью которого человек получает различного рода сведения, дали журналисты и филологи в 20—30-е гг. XX ст. Более строгая трактовка термина связана с возникновением двух новых

Слайд 1Оценка достоверности информации
«…Между двумя мнениями лежит истина. Нет, между ними

лежит проблема».
И. Гете

Подготовила: учитель МБОУ СОШ №93 города Воронеж
Коробкина Татьяна Александровна

Оценка достоверности информации   «…Между двумя мнениями лежит истина. Нет, между ними лежит проблема». И. Гете

Слайд 2 Первое объяснение информации как новости, сообщения, своеобразного газетного жанра, с

помощью которого человек получает различного рода сведения, дали журналисты и филологи в 20—30-е гг. XX ст. Более строгая трактовка термина связана с возникновением двух новых дисциплин: математической (статистической) теории информации и кибернетики. В математической теории информации американского инженера и математика Клода Шеннона (1948), первоначально разрабатывавшейся применительно к случайным процессам и явлениям, для которых характерна неопределенность исхода (да, нет), под информацией понимались не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существовавшую до их получения неопределенность. Согласно теории К. Шеннона, информация — это снятая неопределенность. Неопределенность существует тогда, когда может произойти одно из нескольких событий. Шеннон впервые ввел единицу измерения количества информации — бит (binary digital — бинарная единица). Она соответствует минимальному объему информации, полученной в виде ответа «да» или «нет» (в двоичной системе 1 или 0).
Первое объяснение информации как новости, сообщения, своеобразного газетного жанра, с помощью которого человек получает различного рода

Слайд 3Ранее родоначальник телеграфа русский ученый и изобретатель П. Л. Шиллинг, установивший

полтора века назад первый телеграф в Зимнем Дворце, предложил специальный кодовый сигнал. Он писал: «Я нашел средство двумя знаками выразить всевозможные речи и применить к сим двум знакам всякий телеграфный словарь или сигнальную книжку». Это и была та самая двоичная система. Математическая теория информации определяет количество информации в сообщении, но полностью игнорирует содержание передаваемой информации, оставляя в стороне ее смысл. Математик Ю. Шрейдер показал возможность оценивания информации по увеличению объема знаний у человека под воздействием информационного сообщения.
Ранее родоначальник телеграфа русский ученый и изобретатель П. Л. Шиллинг, установивший полтора века назад первый телеграф в

Слайд 4Академик А. А. Харкевич предложил измерять содержательность информации по увеличению вероятности

достижения цели после получения информации человеком или техническим устройством. В работах английского ученого У. Р. Эшби информация прямо рассматривается как проявление разнообразия: где имеется различие вещей, явлений, там возникают потоки информации как отражение существующего разнообразия.
Академик А. А. Харкевич предложил измерять содержательность информации по увеличению вероятности достижения цели после получения информации человеком

Слайд 5Разработано множество подходов к классификации информации. В их основу положены различные

признаки и особенности информации. Информацию, материализованную в виде зрительных образов, звуков, запахов, ощущений, в устной и письменной форме, соответственно восприятию органами чувств называют визуальной, аудиальной, аудиовизуальной, тактильной, вкусовой.
Разработано множество подходов к классификации информации. В их основу положены различные признаки и особенности информации. Информацию, материализованную

Слайд 6Для социальной информации доминирующим признаком является ее общественное назначение, согласно которому

выделяют информацию массовую, предназначенную для всех членов общества, и специальную — для специалистов в области науки, техники и производства.

В специальной информации выделяют:
Научную
Техническую
Производственную
Научно-техническую.

Для социальной информации доминирующим признаком является ее общественное назначение, согласно которому выделяют информацию массовую, предназначенную для всех членов

Слайд 7В свою очередь, научную информацию классифицируют соответственно различным областям общественных, естественных

и философских наук.

Выделяют различные виды технической информации, отражающие особенности каждой отрасли промышленности:
Машиностроения
Электротехники и энергетики
Транспорта и т. д.

В зависимости от характера производственных процессов выделяют информацию
Технологическую
Конструкторскую
Экономическую
Эксплуатационную и др.

В свою очередь, научную информацию классифицируют соответственно различным областям общественных, естественных и философских наук.Выделяют различные виды технической

Слайд 8Информация разнообразна по содержанию и виду обслуживаемой ею человеческой деятельности. Каждый

вид информации имеет свои особенные технологии обработки, смысловую ценность, формы представления, требования точности и оперативности отражения явлений и процессов. Однако для любого вида информации можно указать три объекта взаимодействия:

источник информации
приемник (потребитель) информации
объект, который данная информация отражает.

Информация разнообразна по содержанию и виду обслуживаемой ею человеческой деятельности. Каждый вид информации имеет свои особенные технологии

Слайд 9С точки зрения потребителя выделяют следующие свойства информации: 
релевантность — способность информации соответствовать

запросу потребителя;
точность — степень близости информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления;
своевременность — способность информации соответствовать запросам потребителя в нужный момент времени;
достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок;
доступность — свойство, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;
защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного доступа к информации;
эргономичность — удобство формы или объема информации для данного потребителя.
С точки зрения потребителя выделяют следующие свойства информации:  релевантность — способность информации соответствовать запросу потребителя;точность — степень близости информации

Слайд 10Если вести речь о научной информации, то здесь наиболее важным свойством

является адекватность — однозначное соответствие отображаемому объекту. Данное определение характеризует не взаимоотношение «информация — потребитель», а «информация — отображаемый объект». Среди внутренних свойств информации важнейшими являются количество информации, ее внутренняя организация и структура. По способу внутренней организации информация делится на две группы: данные, или простой, логически неупорядоченный набор сведений, и логически упорядоченный, организованный набор данных.
Если вести речь о научной информации, то здесь наиболее важным свойством является адекватность — однозначное соответствие отображаемому

Слайд 11К свойствам информации, связанным с ее хранением, относятся:
живучесть — свойство сохранять качество

с течением времени;
актуальность — степень соответствия информации текущему моменту времени.
К свойствам информации, связанным с ее хранением, относятся:живучесть — свойство сохранять качество с течением времени;актуальность — степень соответствия информации

Слайд 12Оценка достоверности информации
Информация, используемая в процессе оценки, должна отвечать требованиям:
достоверности;
точности;
комплексности;
Используемая информация

должна достоверно отражать ситуацию, точно соответствовать целям оценки и комплексно учитывать внешние условия.
Оценка достоверности информацииИнформация, используемая в процессе оценки, должна отвечать требованиям:достоверности;точности;комплексности; Используемая информация должна достоверно отражать ситуацию, точно

Слайд 13Выделяют следующие свойства, характеризующие качество информации: 
Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо

мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.
Полнота. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.
Достоверность — свойство информации быть правильно воспринятой. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверность — несомненная верность чего-либо. Достоверность следует отличать от истины. Достоверностью являются сведения для субъекта, который их воспринимает. Достоверность становится истиной, если она проверена на опыте и соответствует действительности.
Адекватность — степень соответствия реальному объективному состоянию дела.
Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.
Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.
Эмоциональность — свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители Медиа-информации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации. 
Выделяют следующие свойства, характеризующие качество информации: Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от

Слайд 14В информатике понятие достоверности связывается с понятием информация - сведениями о людях, предметах,

фактах, событиях т процессах независимо от формы их представления, а под достоверностью информации - соответствии этих сведений реальной действительности. Особое значение достоверность имеет в отношении информации. Достоверная информация воспринимается как истина, а недостоверная информация - как ложь. Мы говорим, что информация достоверна, если мы имеем возможность использовать ее без дополнительной проверки.  Для принятия решений по ней также необходимы такие качества информации как полнота, актуальность, ценность и др. В случае неполной, недостоверной, противоречивой, неактуальной информации принятие решений по ней затруднительно. В этом случае, выполняются работы по увеличению достоверности, полноты и ценности информации и попытки принятия решений в условиях неопределенности. Во многих областях деятельности добиться полноты и достоверности информации невозможно.
В информатике понятие достоверности связывается с понятием информация - сведениями о людях, предметах, фактах, событиях т процессах независимо от

Слайд 15Причинами недостоверности могут быть: 
преднамеренное искажение (дезинформация);
непреднамеренное искажение субъективного свойства; 
искажение в результате

воздействия помех;
ошибки фиксации информации;
Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация);непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех;ошибки фиксации информации;

Слайд 16В общем случае достоверность информации достигается: 
указанием времени свершения событий, сведения о

которых передаются;
сопоставлением данных, полученных из различных источников;
своевременным вскрытием дезинформации;
исключением искажённой информации и др.
В общем случае достоверность информации достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;сопоставлением данных, полученных из различных

Слайд 17Выработка частных критериев оценки и отбора информации в соответствии с целями

и задачами работы

Рассмотренные выше критерии оценки качества информации носят общий характер. Иными словами, их можно свести в некий общий свод правил, которыми должен руководствоваться в работе с источниками информационно грамотный человек. При работе над конкретной темой и подготовкой изложения ее итогов исследователь сталкивается с двумя проблемами: оценка качества информации по данному вопросу и максимально корректное представление собранных материалов.

Выработка частных критериев оценки и отбора информации в соответствии с целями и задачами работы Рассмотренные выше критерии

Слайд 18Частные критерии оценки информации невозможно свести к общим правилам. Ученику приходится

вырабатывать их самостоятельно. Значит, наша задача дать ему не набор правил, а инструмент, который помог бы ему в работе с информацией. Самые трудные вопросы по качеству информации появляются в тех случаях, когда ученическая работа, для которой подбирается информация, носит проблемный характер или касается тем, имеющих неоднозначное освещение в печати (а тем более – в Интернете). Самое трудное в оценке информации – учет исторического контекста. Важно понимать, в какой степени время создания того или иного источника информации могло повлиять на достоверность содержащихся в нем сведений, а тем более – оценок. Это чрезвычайно трудный для понимания, но весьма важный аспект оценки достоверности информации. Он требует некоторого запаса знаний по исследуемому вопросу или хотя бы представления о том, что в разное время данные вопросы или события могли освещаться по-разному.
Частные критерии оценки информации невозможно свести к общим правилам. Ученику приходится вырабатывать их самостоятельно. Значит, наша задача

Слайд 19Очевидными примерами могут служить материалы разных лет и авторов, посвященные деятелям

Октябрьской революции. Например, вопросы исторического контекста информации вполне можно обсуждать со старшеклассниками на базе материалов о Троцком. О последнем у нас писали много, печатались его работы, как периода революции, так и написанные в эмиграции; переводилось также немало зарубежных работ, посвященных Троцкому. Столь же очевидны примеры из истории освещения в отечественной литературе вопросов генетики или кибернетики. Бывают и не такие очевидные ситуации.
Очевидными примерами могут служить материалы разных лет и авторов, посвященные деятелям Октябрьской революции. Например, вопросы исторического контекста

Слайд 20Вот почему нужно учить людей соотносить поиск той или иной информации

со временем, о котором идет речь, с политикой или историей того времени. Необходимо задаваться вопросом: всегда ли автор мог писать то, что думал на самом деле, и не могли ли в его работе присутствовать конъюнктурные соображения или (само)цензура.
Вот почему нужно учить людей соотносить поиск той или иной информации со временем, о котором идет речь,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть