Слайд 1
Подготовила: Юдина Елена Александровна, учитель технологии МБОУ «Средняя школа № 13»
Лоскутное
шитье
Слайд 2Лоскутное шитье – это искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов)
в единое целое путем сшивания
Слайд 3Разные названия одного творчества
Пэчворк - в переводе с английского «лоскутная работа».
Квилт
- стёганое одеяло.
Текстильный коллаж - в переводе с французского – наклеивание.
Текстильная мозаика –орнамент, выполненный из отдельных пригнанных друг к другу лоскутков.
Слайд 4Из истории
Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних пор.
Считается что этот вид декоративно-прикладного искусства возник в Англии, затем распространился в Америке, где получил широкое развитие.
В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричное производство. Лоскутная техника зародилась изначально в крестьянской среде. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла. Такие одеяла было принято дарить на рождение ребенка.
Слайд 5Из истории
Постепенно, по мере развития искусства лоскутного шитья в России
формировались «художественные принципы и приемы создания орнаментальных лоскутных композиций, в которых присутствуют детали в виде полоски, треугольника, квадрата и т.п.
В 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. С тех пор этот интерес неуклонно растет. В нашей стране и зарубежном проводятся фестивали, конкурсы, мастер - классы, создаются творческие объединения.
Слайд 7Материалы для лоскутной техники
Для основы лучше использовать плотную хлопчатобумажную ткань, например,
бортовку или мешковину.
Большинство традиционных лоскутных работ выполнено из набивных тканей.
Начинающим рекомендуется использовать 100% хлопчатобумажную ткань средней плотности. С ней легко работать и она не так быстро изнашивается, как неплотная ткань. В дальнейшем можно использовать различные по текстуре ткани, сочетая из между собой и создавая тем самым потрясающие изделия.
Слайд 8Подготовка ткани к работе
Выстирайте, распорите и отутюжьте старые вещи.
Новую ткань
необходимо декатировать.
Шерстяные и шелковые ткани для декатирования заверните во влажное полотенце на 3-4 часа, а затем проутюжьте.
Проверьте ткань на прочность окраски, для чего краешек материала прогладьте через влажную ткань. Если на ней останется след, значит краситель непрочный и его нужно закрепить, замочив ткань в воде с добавлением уксуса.
Слайд 9Изготовление шаблона
Шаблон — это образец, по которому изготавливаются какие-либо одинаковые изделия
(слово немецкое).
Узор в лоскутной технике состоит из нескольких видов многократно повторяющихся элементов.
Элементы одного вида имеют одинаковую форму и размер. Чтобы выкроить элементы, пользуются шаблоном из плотной бумаги или картона
Слайд 10Рекомендации по подбору лоскута
Соединяя различные цвета, используют следующие приемы:
Сочетание контрастных
цветов
Сочетание родственных цветов («раскат» цвета)
Сочетание пестрой и однотонной ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пестрой.
Черный цвет, белый и серый используются как отделка. Неплохо выглядит черный цвет в соседстве с оранжевым, желтым, розовым, красным, сиреневым и салатным
Слайд 11Техника безопасности при работе с иглой
1. Иглы и булавки хранить в подушечке
или игольнице. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
5. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
Слайд 12Техника безопасности при работе с ножницами
1. Ножницы хранить в определенном месте
- в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Слайд 13Техника безопасности при работе на швейной машине
1. Свет должен падать на
рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
3. Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см.
4. Волосы собрать в пучок и спрятать под
косынку.
5. На рабочем месте не должно быть
посторонних предметов.
6. Не наклоняться близко к движущимся и
вращающимся частям швейной машины.
7. Следить за правильным положением рук,
ног, корпуса.
8. Перед работой проверять исправность
электрического шнура.
9. При включении электродвигателя машины
в электрическую сеть и выключении ее браться
только за корпус штепселя.
Слайд 14Техника безопасности при работе с утюгом
1. Перед работой утюгом проверить исправность
шнура.
2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку.
4. Следить за тем, чтобы подошва
утюга не касалась шнура.
5. По окончании работы утюг
выключить.
Слайд 15Технология лоскутного шитья
Выполнение эскиза орнамента (2 экземпляра)
Изготовление шаблонов.
Выкраивание лоскутных
деталей.
Соединение лоскутных деталей в соответствии с выбранной техникой лоскутного шить
Слайд 17«Прямая раскладка»
Сборку рисунка следует вести от верхней стороны квадрата основы. Цифрами
на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.
Закрепить 1 полоску на основе булавками, совмещая сторону основы и срез полоски, лицевой стороной вверх.
Следующую полоску наложить на предыдущую лицевыми сторонами во внутрь, уравнивая срезы. Проложить строчку строго по линии шва.
Отвернуть полоску на лицевую сторону и отутюжить и закрепить ее булавками на основе. (последние два действия выполняют с каждой последующей полоской)
Слайд 18«Диагональная раскладка»
Сборку рисунка следует вести от середины к углам в обе
стороны. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.
Наметить диагональ квадрата (основы) и середину центральной полосы с помощью утюга
Закрепить центральную полосу на основе, совмещая намеченные линии лицевой стороной вверх.
Следующую полоску наложить на предыдущую лицевыми сторонами во внутрь, уравнивая срезы. Проложить строчку строго по линии шва.
Отвернуть полоску на лицевую сторону и отутюжить и закрепить ее булавками на основе. (последние два действия выполняют с каждой последующей полоской)
Слайд 19«Елочка»
Сборку рисунка следует вести от угла основы. Цифрами на схемах обозначена
последовательность сборки рисунка.
Угловой квадрат делают контрастным по отношению к цвету и тону полосок. Темный квадрат — светлые полоски, светлый квадрат — темные полоски. Каждый следующий слой полосок темнее предыдущего. В центре квадрата — рисунок или цветок.
Принцип соединения полосок такой же, как и в «Диагональной раскладке»
Слайд 20«Колодец»
Наметить на основе диагонали.
Выкроить по шаблону центральный квадрат, сторона которого
равна двойной ширине полоски, приколоть булавками к основе так, чтобы его углы были расположены точно по диагоналям основы.
Выбрать направление сборки (в данном случае по часовой стрелке).
Подготовленные полоски тканей темных и светлых тонов нашить по сторонам квадрата последовательно, следуя нумерации на рисунке.
Слайд 21«Изба»
Схема сборки рисунка — как в "Колодце«.
Особенность в том, что в
центре — яркое пятно насыщенного теплого цвета {красный, оранжевый, ярко-желтый). С одной стороны рисунка ткани более темных и холодных тонов, с другой — теплых и светлых тонов.
Слайд 22«Цветные кольца»
Сторона центрального квадрата равна двойной -тройной ширине полоски.
Центральный
квадрат светлый, следующий ряд темный, далее к краю — светлее, но не светлее центрального квадрата;
Сторона центрального квадрата равна ширине полоски. Чередование светлых и темных рядов.
Полоски соединяются попарно: слева и справа; сверху и снизу.