Слайд 1Дымковская игрушка
как народный промысел,
её особенности
Слайд 2Правила работы на уроках технологии
01.Каждый работает на своём рабочем месте.
02. Внимательно
слушай объяснение учителя.
03. Прежде чем начать работу, подготовь своё рабочее место.
04. На уроке соблюдай тишину, не отвлекай товарищей.
05. Во время работы содержи своё место в порядке.
06. Научился сам- помоги товарищу.
07. Работайте дружно.
08. Закончив работу, убери своё рабочее место.
Слайд 3Безопасность в классе
1. Строго следуй указаниям твоего учителя.
2. Убери длинные волосы назад, завяжи их
или заколи. Длинную одежду заправь в брюки или юбку.
3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.
4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте в специальных футлярах.
5. Бери инструменты только с разрешения учителя.
6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок после окончания работы.
Слайд 5Наш урок будет посвящен промыслу, мастера которого делают и расписывают игрушки
Слайд 6Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы
и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Слайд 7Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там
из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
Слайд 8Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует
более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города
Слайд 9Спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи
глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.
Слайд 10В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян
во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.
Слайд 11Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века.
Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.
Слайд 13Все дымковские игрушки всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок,
кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки
Слайд 14Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка,
сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.
Слайд 15Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки,
ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.
Слайд 16Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед
тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
Слайд 18Восстановите этапы работы над дымковской игрушкой
Слайд 39Ответы на кроссворд:
Вятка 2. Свистунья 3. Глина 4. Печь 5.
Белила
6. Кисть 7. Круг 8. Лепка 9. Барыня 10. Индюк
11. Скоморох 12. Коромысло 13. Кокошник
Слайд 40С каким видом народного промысла познакомились?
По каким признакам его можно отличить
от других?
Что узнали о нём?
Чему учились на уроке?
Где пригодятся эти знания?
Слайд 43Правила уборки своего рабочего места
Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку
для изделий.
Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
Сними рабочую одежду.
Все принадлежности убери.