Слайд 1ЕГЭ по русскому языку
Схема анализа текста и написания сочинения
Слайд 2Напишите сочинение по исходному тексту.
Сформулируйте (К1) и прокомментируйте одну из проблем
(К2), поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования и подробного пересказа).
Сформулируйте позицию автора (К3). Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт(К4).
Слайд 3Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку
Итак, прежде всего следует прочитать исходный текст; учащийся делает это уже при выполнении предыдущих заданий однако, приступая к работе над частью С, лучше перечитать исходный текст еще раз
Слайд 4Текст по А.И.Куприну
*Александр Иванович Куприн – русский писатель, автор рассказов,
повестей, романов.
Слайд 5Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку
Формулируем проблемы
исходного текста в форме слова или словосочетания.
*Каждый учащийся формулирует темы по-своему, это будет отражением степени проникновения в содержание исходного текста.
Образец: … проблема памяти
… проблема смысла жизни
* Слово «проблема» обязательно должно прозвучать!
Слайд 7Оформляем 2-ой абзац сочинения! (К1)
Формулировка одной из проблем, представленных автором в
тексте:
Автор рассматриваемого текста поставил перед нами проблему…
В предложенном фрагменте (автор) ярко представлена проблема…
Среди проблем предложенного текста наиболее важной , на мой взгляд, является проблема …
Слайд 8Комментируем* проблему, выявленную в тексте. При этом избегаем чрезмерного цитирования и
подробного пересказа.
*КОММЕНТАРИЙ – объяснение вашего видения проблемы
*Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, говорим о том, что делает автор.
Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку
Слайд 9Оформляем 3-ой абзац сочинения! (К2)
Автор заставляет задуматься…
Проблема, поднятая автором, современна (актуальна
как никогда, злободневна)…
Данная проблема является нравственной, потому что касается морально-этических сторон в отношениях людей…
Рассуждая над проблемой ..., (указываем автора) обращается ... (указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.). Передаём содержание текста, а не пересказ.
Слайд 10Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку
2. Формулируем*
основную мысль (~позицию автора) исходного текста в форме предложения
* Можно найти предложение, которое отражает авторскую позицию, в исходном тексте, но в случае затруднений следует формулировать основную мысль текста, опираясь на проблему.
* Авторская позиция должна быть сформулирована по проблеме, обозначенной в К1
Слайд 12Точка зрения автора на выдвинутую им проблему обозначена прямо: «…»
Автор мастерски
убеждает нас в том, что…
Вывод словно напрашивается сам собой: …
Автор приводит читателя к мысли о том, что…
Оформляем 4-ой абзац сочинения! (К3)
Позиция автора
Слайд 13Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку
4. Формулируем
тезис (мысль, которую будем доказывать); ищем два аргумента*
* Аргументы предпочтительно связать с тезисом причинно-следственными отношениями («это так, потому что…»)
Слайд 14Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку
В качестве тезиса можно взять утверждение автора, согласившись, не согласившись или отчасти согласившись с ним.
В то же время тезис не должен быть банальной, очевидной истиной: «проблема отцов и детей актуальна всегда»;
«люди всегда будут делиться на сильных и слабых»;
«природу надо любить и беречь» и т.д.
Слайд 15Оформляем 5-ой абзац сочинения! (К4)
Собственное мнение по проблеме
Я согласен с автором
в том, что…
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Как не признать правоту автора…
По моему мнению, автор прав, когда рассуждает о…
Слайд 16Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку
Аргументация может опираться на читательский опыт, но должна быть связана с тезисом и исходным текстом.
Мало упомянуть писателя и название его произведения: следует сравнить темы, образы исходного текста и произведения, на которое мы ссылаемся в качестве доказательства своей позиции.
Второй аргумент – на основе жизненного опыта.
Слайд 17а) художественная литература;
б) пресса
в) научно-популярная литература;
Многие писатели затрагивали данную проблему в
своих произведениях. На память приходит…
Подобные примеры мы видим в жизни и на страницах книг. Давайте вспомним…
Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях ...
Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
Аргументы. Читательский опыт:
Слайд 18Аргументы. Жизненный опыт:
а)реальные факты из жизни окружающих;
б)собственные наблюдения и выводы;
Как
часто приходится сталкиваться с ...
Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как ...?
Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как ...
К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…
Слайд 20Вступление (1-й абзац)
Именительный темы
Схема приема:
1) Запиши ключевое слово.
2) Опиши круг ассоциаций,
которые вызывает в вашем сознании это слово.
3) Сделай переход к проблеме исходного текста.
Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д. Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…
Слайд 21Ряд риторических вопросов как «мостик» к заявлению проблемы текста.
Схема приема:
1) Задай
два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста.
2) Напиши, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.
Почему лед безразличия сковал людские сердца? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти…
Слайд 22 Картина
Схема приема:
1) Запишите 3-4 назывных предложения, которые рождают в
сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.
2) Сделайте переход к исходному тексту.
Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в тексте…
Слайд 23Заключение (последний абзац)
1) Прочитав этот текст…
Прочитав этот текст,
становится понятно, что …
2) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.