Слайд 1Создание здоровьесберегающей среды на уроках технологии.
Разработка занятия:
«Здоровье и выбор профессии».
Алпацкая Т.В.
учитель
технологии МБОУ СОШ №8, МАОУ Гимназия №10.
2015 г.
Слайд 2С 2000 г. в МБОУ СОШ №8 г. и МАОУ Гимназия
№10 г. Пушкино М.О. реализуется авторская профориентационная программа
«Человек и мир профессий»,
включающая четыре основных блока:
МИР ПРОФЕССИЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА,
завершающаяся защитой портфолио учащихся.
Одной из задач курса является формирование у школьников ценности духовного, физического и психического здоровья как фундамента будущей профессиональной и жизненной карьеры, обучение приемам и технологиям сохранения и укрепления здоровья.
Слайд 3
«Здоровье не существует само по себе,
раз данное, постоянное и неизменное.
Оно нуждается в тщательной работе на протяжении всей жизни человека»
(цитата из книги «Резервы нашего организма»).
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО СКАЗЫВАЮЩИЕСЯ НА РАЗВИТИИ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ:
Стрессовая тактика
педагогических воздействий;
Интенсификация учебного процесса;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Нерациональная организация учебной деятельности;
Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах укрепления здоровья.
Слайд 5На профориентационных занятиях используются активные методы обучения:
тренинги, дискуссии, учебные игры,
упражнения, видеофильмы.
Слайд 6Проведение физкультминуток на уроке позволяет решить следующие задачи:
Уменьшить утомление и снизить
отрицательное влияния однообразной рабочей позы;
Активизировать внимание учащихся и повысить способность к восприятию учебного материала;
Осуществить эмоциональную разрядку,
«сбросить» накопившийся груз
отрицательных эмоций и переживаний.
Слайд 7 Модель здоровьесбережения
III блок –
самоактуализация
I блок –
саморегуляция
II блок
–
активизация
познавательных
процессов
Слайд 8
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех
его органов и систем.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме.
ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ - наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.
Слайд 9Первый блок модели - саморегуляция, нейтрализующая последствия внутреннего напряжения, которое возникает
в ситуации недостаточного физического движения.
Второй блок модели – активизация познавательных процессов.
Третий блок модели –
самореализация
и самоактуализация
личности.
Слайд 10Тема занятия: «Здоровье и выбор профессии».
Цель: формирование у школьников ценности духовного,
физического и психического здоровья как фундамента будущей профессиональной и жизненной карьеры.
Задачи:
Активизировать проблему здоровья, как личностно значимую;
Побудить желание заботиться о своём собственном здоровье;
Показать необходимость учета психофизиологических особенностей организма при выборе профессии;
Обучить отдельным приемам и техникам сохранения и укрепления здоровья.
Слайд 111 этап урока. Психолого- педагогическая техника «Гимнастика мозга».
Цель: создание интеллектуально- эмоциональной
готовности к уроку, поддержание высокой активности обучения, включение обоих полушарий мозга в работу.
2 этап урока. Мотивация группы на получение знаний. Создание проблемной ситуации, позволяющей учащимся сформулировать тему и цель урока.
3этап урока. Мультимедийная презентация по теме урока. Сообщения учащихся.
4 этап урока. Физкультминутка. Диагностика психоэмоционального состояния. Техника «Сосуд самоценности». Техника «Радуга».
5 этап урока. Закрепление изученного материала на практике. Работа с таблицей: «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях», с «Анкетой здоровья».
6 этап урока. Рефлексия.
7 этап урока. Домашнее задание: «Коллаж».
Слайд 12Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и
практичность которой изумляют. Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием «Здоровье».
По определению Всемирной организации здравоохранения,
здоровье – это состояние «полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических недугов.
Слайд 13Составляющие здоровья
ЗДОРОВЬЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ
ПСИХИЧЕСКОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
Слайд 14Факторы,
влияющие на здоровье человека
Генетические факторы – 15-20%
Состояние окружающей среды –
20-25%
Медицинское обеспечение – 10-15%
Условия и образ жизни людей – 50-55%
Формула здоровья
К выживания = Врекреации + Врелаксации + Вкатарсиса =1/6
В суток - В сна
Слайд 15 Успешность профессиональной карьеры связана со здоровьем человека.
Если трудовая деятельность соответствует физическим
возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере.
Каким же образом то или иное заболевание может помешать успешной профессиональной деятельности? Существует два варианта:
Первый – невозможность из-за физического недостатка или болезни выполнять необходимые трудовые действия.
Второй- необходимость исключить те влияния на организм, которые могут вызвать усугубление имеющихся нарушений здоровья.
Работа
с
профессиограммами
Работа с таблицей
«Ограничение
профессональной пригодности при различных заболеваниях»
Слайд 18Используемая литература:
1.Онишина В.В. Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности.- М.:Кафедра
человековедения и физической культуры ПАПО,2009г.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе- м.:АРКТИ, 2005.- 320с.
3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно- методическое пособие. – М: Издательство Московского психолого- социального инчтитута; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 400с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).