Презентация, доклад обобщение опыта работы по теме Методика организации и проведения декады трудового обучения в специальной (коррекционной) школе

Содержание

Цель образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида - социализация воспитанников. Задачи:1.Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.2.Подготовка учащихся к производительному труду.3.Социальная адаптация в условиях современного общества.

Слайд 1 Методика организации и проведения декады трудового обучения в специальной (коррекционной) школе

VIIIвида ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа интернат № 25» г. Братска, учитель профессионально-трудового обучения (столярное дело) Дятлов В.В.
Методика организации и проведения

Слайд 2 Цель образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида - социализация

воспитанников.

Задачи:
1.Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
2.Подготовка учащихся к производительному труду.
3.Социальная адаптация в условиях современного общества.

Цель образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида -  социализация воспитанников. Задачи:1.Максимальное преодоление недостатков

Слайд 3Главное условие успешной подготовки учащихся к самостоятельной жизни-
включение в трудовую

деятельность.

Труд способствует развитию высших психических функций.
Играет большую роль в деле воспитания детей.
Является основным средством коррекции.
Решает задачу профессиональной подготовки.
Главное условие успешной подготовки учащихся к самостоятельной жизни- включение в трудовую деятельность. Труд способствует развитию высших психических

Слайд 4Мотивационно - потребностная сфера.


Мотив – это то, что побуждает человека

к поступкам и различным видам деятельности.
Мотивационно - потребностная сфера. Мотив – это то, что побуждает человека к поступкам и различным видам деятельности.

Слайд 5Особенности мотивационной-потребностной сферы учащихся с нарушением интеллекта:
незрелость мотивационной сферы ребёнка,

слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, недостаточность социальных потребностей;
мотивационная сфера развивается крайне замедленно;
формирование мотивации к обучению, труду осложнено тем, что идёт утяжеление контингента специальных (коррекционных )школ.

Особенности мотивационной-потребностной сферы учащихся с нарушением интеллекта: незрелость мотивационной сферы ребёнка, слабая выраженность и кратковременность побуждений к

Слайд 6Правильная организация коррекционно-развивающего воздействия на личность ребёнка с особыми образовательными потребностями

в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната позволяет достигать положительных результатов при подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Правильная организация коррекционно-развивающего воздействия на личность ребёнка с особыми образовательными потребностями в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната позволяет

Слайд 7Актуальная проблема коррекционной педагогики -
активизация познавательной деятельности школьников с

особыми образовательными потребностями.
Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют хотя бы внешнюю мотивацию к обучению (формирование внутренней мотивации – сложнейший процесс), то эффективность образовательного процесса существенно возрастает.
Для формирования мотивации, познавательного интереса учащихся к урокам трудового обучения и к трудовой деятельности в олигофренопедагогике существует целая система форм, методов и приёмов.
Актуальная проблема коррекционной педагогики - активизация познавательной деятельности школьников с особыми образовательными потребностями. Для учителей это давно

Слайд 8Школьная предметная декада -
мощное дополнительное средство формирования у обучающихся интереса

к предмету, средство расширения и углубления знаний, приобретенных на уроках.
Предметные декады способны  формировать познавательную активность, мотивацию к обучению, несут коррекционную направленность.
Объединяет усилия педагогов – учителей и воспитателей для достижения общих целей образования. Деятельность проблемно-творческих групп педагогов, коллективные творческие дела учащихся направлены на коррекцию недостатков развития.


Школьная  предметная декада - мощное дополнительное средство формирования у обучающихся интереса к предмету, средство расширения и

Слайд 9Обобщение опыта работы по организации и проведению школьной предметной декады по

трудовому обучению.



В рамках методического объединения учителей была организована и проведена декада трудового обучения по теме «Землю красит солнце, а человека – труд».

Обобщение опыта работы по организации и проведению школьной предметной декады по трудовому обучению. В рамках методического объединения

Слайд 10Цели декады:
В отношении учащихся – формирование (повышение) мотивации к обучению у

учащихся с различными образовательными возможностями, развитие учебно-познавательных компетенций.
В отношении педагогов – активизация взаимодействия педагогов, повышение профессионального мастерства, творческого потенциала, качества преподавания, улучшение качества образовательного процесса в целом.

Цели декады:В отношении учащихся – формирование (повышение) мотивации к обучению у учащихся с различными образовательными возможностями, развитие

Слайд 11 Этапы работы по организации и проведению декады:
1. Составление плана декады, согласование

с руководителями методического объединения учителей, воспитателей, заместителями директоров, директором школы.
2. Утверждение плана декады на методических объединениях.
3. Оглашение плана декады на общешкольной линейке.
Цель: познакомить учащихся и педагогов с планом декады, настроить на творческую деятельность.
4. Оформление объявления на кружке изобразительной деятельности силами учащихся.
Этапы работы по организации и проведению декады: 1. Составление плана декады, согласование с руководителями методического объединения

Слайд 12Объявление – план декады

Объявление – план декады

Слайд 135. Проведение внеклассных мероприятий по классам. Общая тематика «Значение труда

в жизни человека».

Цель внеклассных мероприятий: формирование учебно-познавательных, социальных компетенций, мотивации к урокам трудового обучения, к трудовой деятельности.

Деловая игра «Интервью журналиста»

Классный час
«О трудолюбии»

Классный час «Какие бывают профессии?»

Классный час «Маленький труд лучше большого безделья»

Классный час «Трудовые руки»

Праздник
«Под лежачий камень и вода не течёт»

5. Проведение внеклассных мероприятий  по классам.  Общая тематика   «Значение труда в жизни человека».

Слайд 14Коррекционная направленность методов работы с детьми
На внеклассных мероприятиях использовались различные

методы, которые способствовали коррекции познавательной деятельности, формированию мотивации к урокам труда и трудовой деятельности.
Коррекционная направленность методов работы с детьми На внеклассных мероприятиях использовались различные методы, которые способствовали коррекции познавательной деятельности,

Слайд 15 Коррекция и развитие познавательной деятельности, мышления, формирование мотивации к труду:
Составление

и анализ пословиц

Моделирование ситуаций

Прослушивание, чтение, анализ литературных произведений

Проведение физминуток

Коррекционно-развивающие упражнения (н-ер, «Угадай, какая профессия»)

Отгадывание загадок

Инсценировка стихотворений, сказок, песен

Творческие работы, мастер-классы

Составление азбуки профессий

Конкурс «Аукцион профессий»

Коррекция и развитие  познавательной деятельности, мышления,  формирование мотивации к труду:  Составление и

Слайд 166. Конкурс стенгазет.
1,2,3,4 классы. Тема – «Значение труда в жизни

человека.
Цель: Формирование учебно-познавательных, социальных компетенций, мотивации к урокам трудового обучения, к трудовой деятельности.
5-9 классы – стенгазета рекламного характера (5 класс – реклама профессий штукатура-маляра, швеи; 6 класс – реклама профессий столяра, швеи; 7 класс – реклама профессий столяра, штукатура-маляра; 8 класс – реклама профессий столяра, швеи; 9 класс - реклама профессий столяра, штукатура-маляра.
Цель: формирование интереса к урокам профессионально-трудового обучения, расширение знаний о профессиях, профориентационная работа.

6. Конкурс стенгазет.  1,2,3,4 классы. Тема – «Значение труда в жизни человека. Цель: Формирование учебно-познавательных, социальных

Слайд 17Автор методики КТД – коллективного творческого дела





Игорь Петрович Иванов
(1923-1992)
доктор

педагогических наук
академик Российской академии образования
профессор ЛГПИ (Ленинградский государственный педагогический институт)
лауреат премии имени А.С. Макаренко.

Педагогики сотрудничества

Педагогики социального творчества

Коллективного творческого воспитания

Автор методики КТД – коллективного творческого делаИгорь Петрович Иванов (1923-1992) доктор педагогических наук академик Российской академии образования

Слайд 18Стадии проведения КТД
В
Первая стадия — стартовая беседа.
Вторая стадия —

коллективное планирование.

Третья стадия — коллективная подготовка.

Четвертая стадия — проведение КТД.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов.

Стадии проведения КТД  ВПервая стадия — стартовая беседа. Вторая стадия — коллективное планирование. Третья стадия —

Слайд 19 Этапы работы над стенгазетой (на всех этапах ведущая роль – педагога):

-

стартовая беседа (цель – создание мотивации к работе – общее дело);
- коллективное планирование (обсуждение «Какая у нас будет газета?», «Что нарисуем, напишем?» «Где возьмём информацию?»);
- коллективная подготовка (распределение обязанностей);
-проведение КТД (непосредственно оформление стенгазеты);
- коллективное подведение итогов (Оценивание результата, Что получилось? Почему? Что не удалось? Почему? Что учтём на будущее?)
Этапы работы над стенгазетой (на всех

Слайд 20Критерии оценивания стенгазет (для жюри):
1.Соответствие предложенной теме – 5 б.
2.Соответствие возрасту

учащихся - 5 б.
3.Познавательный характер стенгазеты-5 б.
4.Эстетичность, красочность оформления стенгазеты- 5 б.
5.Оригинальность, творческий характер работы – 5 б.
6.100% учащихся класса принимали участие в работе -5 б. (в том числе дети-инвалиды и дети группы риска )
Максимально- 30 баллов.
Критерии оценивания стенгазет  (для жюри): 1.Соответствие предложенной теме – 5 б.2.Соответствие возрасту учащихся - 5 б.3.Познавательный

Слайд 211 класс
2 класс
3 класс
4 класс

1 класс2 класс3 класс4 класс

Слайд 224 класс
5 класс
6 класс
7 класс

4 класс5 класс6 класс7 класс

Слайд 238 класс
9 класс

8 класс9 класс

Слайд 245. Выставка работ – «Вести с уроков труда».




1,2,3,4 классы –

выставка поделок с уроков ручного труда - «Умелые руки не знают скуки».

5-9 классы - выставка поделок учащихся швейной, столярной, штукатурно - малярной мастерской: «Белошвейка», «Деревянных дел мастер», «Цветная радуга».
5. Выставка работ – «Вести с уроков труда». 1,2,3,4 классы –  выставка поделок с уроков ручного

Слайд 25 Требования:
- обязательное название выставки, Ф.И.О. учителя;
- наличие у каждой работы

паспорта (в печатном виде – название работы, материал, из которого выполнена работа, Ф.И. ученика, класс);
- обязательное участие в выставке учащихся группы риска и детей – инвалидов;
- на выставке должно быть по одной работе от класса к городскому конкурсу новогодней игрушки.



Требования: - обязательное название выставки, Ф.И.О. учителя;- наличие у каждой работы паспорта (в печатном виде

Слайд 26Демонстрирование результатов своего труда, радость от того, что участвуешь в общем

деле - вызывает желание трудиться, создавать прекрасное, быть полезным обществу.
Это самый важный, практически направленный момент в декаде трудового обучения.
От каждого класса и от каждой мастерской жюри выбрало лучшую поделку для награждения.
Демонстрирование результатов своего труда, радость от того, что участвуешь в общем деле - вызывает желание трудиться, создавать

Слайд 271 класс
2 класс
3 класс
4 класс

1 класс2 класс3 класс4 класс

Слайд 28Швейная мастерская
Штукатурно-малярная мастерская
Столярная мастерская

Швейная мастерскаяШтукатурно-малярная мастерскаяСтолярная мастерская

Слайд 298. Экскурсии по школьным мастерским для 1 - 4 классов.
Цель: формирование,

закрепление мотивации к урокам трудового обучения, трудовой деятельности, профориентационная работа.
Требования к проведению экскурсии:
- Информация должна соответствовать возрастным особенностям детей.
- Должна быть обеспечена безопасность детей - гостей в мастерской.
-Экскурсия должна носить познавательный, коррекционно-развивающий характер.
- Обязательное участие учащихся старших классов (5-9) в проведении экскурсии.
- Обязательное проведение учителями начальных классов беседы с детьми после экскурсии «Что понравилось? Что запомнилось?»

8. Экскурсии по школьным мастерским для 1 - 4 классов. Цель: формирование, закрепление мотивации к урокам трудового

Слайд 30Методика проведения экскурсии (на примере столярной мастерской) Тема: «Реклама профессии – столяр».


Цели:
1.Формирование учебно-познавательных, социальных компетенций.
2.Развитие мотивации к урокам трудового обучения, к трудовой деятельности.
3.Воспитание уважительного отношения к труду, к людям рабочих профессий.


Ход экскурсии:
1. Организационный момент. Приветствие гостей.
2. Сообщение темы экскурсии.
Коррекционно-развивающие упражнения «Собери части пословицы «(Труд человека кормит, а лень портит»), объясни значение», «Собери слово (столяр) из букв».

Методика проведения экскурсии (на примере столярной мастерской) Тема: «Реклама профессии – столяр».  Цели:1.Формирование учебно-познавательных, социальных компетенций.

Слайд 313. Основная часть экскурсии.
Чтение учеником старшего класса стихотворения «Столяр». Беседа

по содержанию
Загадывание загадок «Столярные инструменты» (с демонстрацией инструментов).
Показ станков и рассказ об их назначении. Беседа.
Показ столярных изделий (журнальный столик, табурет, полочка для книг, кухонные принадлежности). Беседа.
4. Итог экскурсии. Беседа «Что вам понравилось на экскурсии? Что запомнилось?»



Значение экскурсий для учащихся младших классов – увидеть перспективу своего дальнейшего обучения, для старших – возможность показать и рассказать младшим то, чему сами научились.


3. Основная часть экскурсии. Чтение учеником старшего класса стихотворения «Столяр». Беседа по содержанию Загадывание загадок «Столярные инструменты»

Слайд 32Экскурсия в швейную мастерскую.
Учитель – Батурина В.Л.

Экскурсия в швейную мастерскую.Учитель – Батурина В.Л.

Слайд 33Экскурсия в штукатурно-малярную мастерскую
Учитель – Карпов А.В.

Экскурсия в штукатурно-малярную мастерскуюУчитель – Карпов А.В.

Слайд 34Экскурсия в столярную мастерскую
Учитель – Дятлов В. В.

Экскурсия в столярную мастерскуюУчитель – Дятлов В. В.

Слайд 359. Конкурс стихотворений
Тема «Землю красит солнце, а человека – труд» –

общешкольное итоговое мероприятие.
В конкурсе участвовали по 2 человека от класса (прошедшие отборочные туры), 1 учащийся – 1-2 группы, 2 учащийся – 3-4 группы по педагогической дифференциации).
Цель: Формирование уважения к труду, к людям труда через творческую деятельность.
Декламирование стихотворений с элементами драматизации позволило ярко, красиво подвести итог всей декады.

9. Конкурс стихотворенийТема «Землю красит солнце, а человека – труд» – общешкольное итоговое мероприятие. В конкурсе участвовали

Слайд 36Критерии оценивания:
1. Соответствие теме декады – 5 б.
2. Соответствие возрасту –

5 б.
3. Чёткость, громкость, правильность, выразительность, осознанность речи – 5 б.
4. Наличие атрибутов, элементов драматизации – 5 б.
5. Знание стихотворения наизусть – 5 б.

Критерии оценивания: 1. Соответствие теме декады – 5 б.2. Соответствие возрасту – 5 б.3. Чёткость, громкость, правильность,

Слайд 37Стихотворение «СТРОИТЕЛИ»
Автор – В. Лифшиц.

Стихотворение «СТРОИТЕЛИ»Автор – В. Лифшиц.

Слайд 38Стихотворение «ТРУДОЛЮБИВАЯ СТАРУШКА»
АВТОР - Ю. Мориц.

Стихотворение «ТРУДОЛЮБИВАЯ СТАРУШКА»АВТОР - Ю. Мориц.

Слайд 39Стихотворение «ПОРТНИХА»

Стихотворение «ПОРТНИХА»

Слайд 40 Стихотворение «ШТУКАТУРЫ» Автор – А. Барто

Стихотворение  «ШТУКАТУРЫ» Автор – А. Барто

Слайд 41Стихотворение «Хорошие профессии» Автор – С. Маршак

Стихотворение «Хорошие профессии»  Автор – С. Маршак

Слайд 42Стихотворение «Штукатуры»

Стихотворение  «Штукатуры»

Слайд 4310. Подведение итогов декады на общешкольной линейке.
Награждение победителей в конкурсах.

Награждение победителей декады.
Завершение декады – подведение итогов большой работы детского и педагогического коллектива.

10. Подведение итогов декады на общешкольной линейке. Награждение победителей в конкурсах. Награждение победителей декады.	  Завершение декады

Слайд 4411. Анализ декады трудового обучения на методическом объединении учителей.
По отзывам

коллег:
-уровень организации – высокий;
- уровень проведения – высокий;
- степень включённости учащихся – выше средней.



Данная методика организации и проведения декады трудового обучения получила одобрение педагогического коллектива и достигла своей цели.
Декада способствовала формированию (закреплению) мотивации учащихся к урокам трудового обучения, активизации взаимодействия специалистов
11. Анализ декады трудового обучения на методическом объединении учителей.  По отзывам коллег:-уровень организации – высокий;- уровень

Слайд 45 12. Отзывы учащихся о декаде (на классных часах).
Практически все учащиеся

с удовольствием участвовали во всех мероприятиях декады. Отзывы положительные, дети много нового узнали о мире профессий, понравилось КТД – оформление газеты, экскурсии, выставка работ, конкурс стихов о труде, о людях различных профессий.

12. Отзывы учащихся о декаде (на классных часах).  Практически все учащиеся с удовольствием участвовали во

Слайд 46Перспектива дальнейшей работы:
Сделать декаду традиционной, ежегодной, расширив содержание декады открытыми уроками

трудового обучения, мастер-классами учителей начальных классов и профессионально-трудового обучения.
 

Перспектива дальнейшей работы:Сделать декаду традиционной, ежегодной, расширив содержание декады открытыми уроками трудового обучения, мастер-классами учителей начальных классов

Слайд 47 Список используемой литературы:


1. Мирский С.П. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе:

Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой. М.: Просвещение– 1994.
3. Специальная педагогика: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Назаровой Н.М. – М.: Изд. Центр «Академия» , 2005. – 400с.
 

Список используемой литературы: 1. Мирский С.П. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. –

Слайд 48Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть