Презентация, доклад к уроку технология. 5 класс

Искусство рукотворной игрушки было распространено в нашей стране повсеместно. Игрушка рождалась в детской игре из всего, из всего что оказывалось под рукой – из листка лопуха, прутика или чурочки соцветия подорожника или цветка

Слайд 1Традиционная и авторская кукла Южного Урала

Традиционная и авторская кукла Южного Урала

Слайд 2 Искусство рукотворной игрушки было распространено в нашей стране повсеместно.

Игрушка рождалась в детской игре из всего, из всего что оказывалось под рукой – из листка лопуха, прутика или чурочки соцветия подорожника или цветка одуванчика, из носового платка или чистой отцовской портянки. Легкая детская импровизация не мешала иным образцам становиться образным и лаконичным воплощением наивного мировоззрения ребенка, где каждая кукла выполняла назначенную ей игрой особую роль, поддерживая гармонию и миропорядок.
Игрушка рождалась в заботливых материнских руках, неустанно хлопочущих по хозяйству и быстро и сноровисто скручивающих кукольную потешку из платка и клубка, чтобы «дитя не плакало». Так появлялись на свет «пеленашки», «куватки», «бессонницы», передававшие в пластической образной форме, воссозданной на основе тысячелетних конструкций, идеи продолжения рода, ценности детства и материнства, иерархии детско-родительских отношений, а позже – нерушимости брака, женской доли, связи человека с природным миром.
Южный Урал в этом смысле не является исключением. Вместе с тем говорить о локализации и распространенности игрушечной традиции в Челябинской области несколько преждевременно: тема недостаточно изучена, а количество этнографических находок весьма ограниченно и не позволяет делать широкие обобщения.
Искусство рукотворной игрушки было распространено в нашей стране повсеместно.  Игрушка рождалась в детской игре

Слайд 4 Большой интерес представляют новодельные образцы тряпичных кукол, выполненные жительницами села

Арасланово Нязепетровского района (В. Фахретдиновой,
Г. Курбановой, М. Бадретдиновой), чье детство пришлось на 30-40-е годы прошлого века. Это татарские закрутки, родившиеся из вороха разноцветных лоскутков. Характерно, что создавая кукольную потешку своего детства, мастерицы старались делать это «по всем правилам».
В основе татарских закруток – отколотая от полена щепка или более поздний заменитель деревянной основы – бумажная скрутка. И тот и другой материал создает несущую вертикаль кукольной конструкции, а также определяет ее размер. Ткань – основной материал кукольного тулова и одежды – не подлежит привычному крою, все детали моделируются из квадратов и прямоугольников.
Костюмный комплекс татарских закруток предельно лаконичен и в то же время представлен всеми основными компонентами. Поверх платья надевается запон или кофточка, затем платок – «красивый, тонкий». Он укладывался поверх головы, ниспадал на спину и подвязывался поясом.
Большой интерес представляют новодельные образцы тряпичных кукол, выполненные жительницами села Арасланово Нязепетровского района (В. Фахретдиновой, Г.

Слайд 5 Мужские кукольные типажи имеют еще более выраженную конструктивную основу.

На вертикальную палочку ли скрутку, частично обернутую темной тканью (это штаны), производится навивка атласными лентами, цветными нитями. Таким образом формируется кукольная «плоть» и детали костюма – штаны, рубаха, пояс, тюбетейка.
такими куклами играли на подоконниках: «Нарежут цветные тряпочки, приклеят слюной к стеклу, койку сошьют и играют. У каждого на подоконнике свой дом, в гости друг к другу ходят». Так условно обобщенные по трактовке кукольные образы вводили в мир человеческих отношений, помогали процессу социализации.
Весьма перспективна в плане подобных находок и городская культурная среда. В разные годы Челябинск становился пристанищем переселенцев, самоходов, эвакуированных – одним словом разного рода мигрантов, приезжавших в поисках лучшей доли. Многие из них и в новых условиях оставались носителями локальных традиций и спустя много лет смогли воспроизвести по памяти игрушечные конструкции своего детства.
Челябинка Нина Петровна Комарова родилась (1938) и выросла в Татарстане, в чувашском селе Ивашкино. Нина Петровна хорошо помнит скудное послевоенное детство. Тряпичные самоделки были надежными спутниками детства. Делали их, как «мама показала или бабушка».


Мужские кукольные типажи имеют еще более выраженную конструктивную основу. На вертикальную палочку ли скрутку, частично

Слайд 6Делали куклу из льняной ветоши – лоскутков ношеной одежды, наполняли льняным

очесом, перевязывали льняной самопряденной ниткой. И то и другое находили на печке, там же и кукол крутили.
В основе куклы - столбообразный сверток. Нет в нем привычной плотности туго накрученной «стосбушки».
«Мамочка должна быть мягонькой, сладенькой, нежной, - говорит Нина Петровна, - с ней можно спать, играть». Сверток образует тулово куклы и одновременно ее одежду. Из одной текстильной плоти возникает грудь и руки куклы. Эта деталь символична и конструктивно проста. Формируется нужный объем, фигура, завершается оформлением костюма: на куклу словно рубашку надели. Завершающий этап изготовления куклы – формирование ручек и повязывание платка. Платок кукле Нина Петровна завязывает на чувашский манер – складкой наверх.
Так же ловко, как куклу-маму, скручивает Нина Петровна «лялечку»-закрутку. Надевает платок, заворачивает в квадратный лоскут. «Вот и ребенок родился у нас. Пеленочку надо перевязать крестиками со всех сторон. Маме, чтоб держала крепко, ручки перевяжем крест-накрест. Надо, чтоб она крепко ребенка к груди прижала». Вот и готово чудо из двух лоскутков. По-другому и не скажешь, ибо перед нами – древний код материнства, зашифрованный языком лоскутной пластики.
Делали куклу из льняной ветоши – лоскутков ношеной одежды, наполняли льняным очесом, перевязывали льняной самопряденной ниткой. И

Слайд 7 Начнем с того, что материал для куклы выбирался свой, из

своего дома. Это были лоскутки одежды близких родственников, впитавшие в себя «пот и кровь», ставшие частью родовой доли. Когда-то эта одежда была сшита руками женщин семьи в этом же доме, а до того для нее была соткана ткань, спрядены нитки, выращен лен все в том же домашнем хозяйстве. Куколка стала достойным финалом жизни изношенных полотенец и праздничных скатертей, рубах, портов и платьев – символом дома и многолетних трудов всех взрослых членов семьи. Не случайно ветоши, равно как и отходам льняного производства – очесу – в пространстве дома было определено удобное и весьма почетное место – их складывали на печь.
Интересная информация о тряпичной кукле предвоенных лет на Урале была собрана несколько лет назад под руководством Е. И. Артюшкиной. Две конструкции – «пеленашки» и «столбушки» – были признаны доминирующими. Не подлежит сомнению и их широкое распространение и практически повсеместное бытование вплоть до 1950-х годов.
девочки-подростки шили кукол более сложных – с ручками, ножками, набивали их тулово опилками, тряпками. Изготовление кукол носило характер семейного занятия, факты продажи такого рода «потешного товара» до настоящего времени неизвестны

Начнем с того, что материал для куклы выбирался свой, из своего дома. Это были лоскутки одежды

Слайд 8 Тряпичную закрутку в середине прошлого века вытеснила доступная фабричная игрушка.

И только спустя полстолетия, на рубеже 20-21 веков интерес к традиционной кукле и народной игрушке резко возрос. Появились художники, мастера и любители, возрождающие в своем творчестве старинные технологии работы с традиционными материалами. Сегодня многим из них благодаря мастерству и любви к игрушечному делу удается не только реконструировать, но и создавать оригинальные образы на основе текстильного канона.
Успешные поиски в этом направлении ведут И. Сокова, И. Морозова, И. Андреева, С. Ахметгареева, Л. Яковлева, С. Пальянова, О. Жилинская, Н. Будакова, О. Вяткина (г. Челябинск), Ф. Вальтер (г. Озерск), О. Махно (с. Еманжелинка), И. Вейс, И. Дубовенко (г. Копейск) и др. примечательно, что все названные мастера и художники одновременно выступают и в роли педагогов. В школах и гимназиях, клубах и дворцах детского творчества они обучают детей мастерству тряпичной закрутки.
Тряпичную закрутку в середине прошлого века вытеснила доступная фабричная игрушка. И только спустя полстолетия, на рубеже

Слайд 10 Народная игрушка в среде любителей, мастеров и художников Южного Урала

становится все более популярной. К игрушке приходят люди многих интеллигентных профессий, считая, что это тот вид творчества, который помогает творчески реализовать себя в полной мере.
Импульсом для развития фольклорного по своей сути искусства создания игрушки является творчество для себя (не для продажи). Вместе с тем все чаще к народной игрушке обращаются и взоры потенциальных потребителей. Желание приобрести рукотворную игрушку из натуральных материалов для ребенка активно демонстрируют современные родители в период проведения Божовского фестиваля и ярмарок ремесел.
возможно, на волне интереса к традиционной тряпичной кукле появятся имена новых самобытных авторов. Весьма вероятны интересные экспедиционные находки. И крайне необходимо возвращение традиции в лоно семьи, откуда она, собственно, и вышла, аккумулируя в себе любовь к дитяте, народную педагогику и особую культуру материнства и детства.
Народная игрушка в среде любителей, мастеров и художников Южного Урала становится все более популярной. К игрушке

Слайд 11Автор презентации Казанцева Светлана Витальевна учитель ИЗО, МХК, технологии МОУ «Первомайская СОШ» (Челябинская область,

Агаповский район, п. Гумбейка ж.д. ст.)
Автор презентации  Казанцева Светлана Витальевна учитель ИЗО, МХК, технологии МОУ «Первомайская СОШ» (Челябинская область, Агаповский район,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть