Слайд 1Зубарева Г.М.,
учитель технологии
ФГКОУ СОШ №162
Г. Хабаровск - 47
Урок 2
ПРОФЕССИЯ,
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ,
КВАЛИФИКАЦИЯ
9 КЛАСС
Слайд 2Цель:
Ознакомление с понятиями: профессия, специальность, квалификация, должность, вакансия и их отличительными
особенностями;
Задачи:
Обобщить знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, о видах карьеры и факторах профессионального роста.
Слайд 3Необходимо ответить на 6 вопросов.
Сначала зачитывается вопрос. Затем делается ставка.
Если согласны с утверждением – пишем «+»,
если не согласны – « - ».
Начальная ставка – 50 квантов.
1.Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека?
2. Профессия – род трудовой деятельности не требующий определенных знаний, умений навыков?
3. В профессиональной деятельности нужно опираться только на самого себя?
4. Профессиональный успех зависит от отношения к труду как к ценности?
5. На профессиональную карьеру влияет уровень притязаний?
6. Карьера- получение материальных благ, власти, наград?
Игра «Аукцион»
Слайд 4 Выбор профессии должен быть не только свободным, но и
в полной мере осознанным, должен соответствовать как интересам личности, так и интересам общества.
Следовательно, необходима глубокая мотивация.
Решение проблемы правильного выбора профессии тесно связано с формированием соответствующих мотивов.
Мотив – это побуждающая сила к действию. (Отвечает на вопрос «Почему?», т.е. причина).
Слайд 5Практическое задание
Распределите эти мотивы по степени важности для себя.
На первое
место ставится тот мотив, который будет для Вас самым главным, на последнее – менее важный.
Слайд 6Рассмотрим наиболее распространённые мотивы
Интерес к профессии
Самоутверждение
Социальные мотивы
Познавательные мотивы
Творческие мотивы
Престижность
Материальный мотив
Слайд 7
Как Вы думаете сколько существует в мире профессий?
Какой вид трудовой
деятельности можно назвать «профессией»?
Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы.
Что еще является основным признаком профессии?
На что мы еще надеемся, получая профессию?
Дворник, грузчик, уборщица – это профессия?
Профессия – это род трудовой деятельности, который требует определенную подготовку, но еще и источник существования.
Она всегда имеет определенную цель и направлена на решение конкретных задач.
Слайд 8- Как вы думаете, какие цели стоят перед человеком, выбравшим профессию
повара
Цель работы повара – накормить людей.
Решение каких задач входит в его круг деятельности?
- Питание должно быть вкусным, полезным, разнообразным.
Приведите примеры из других видов деятельности (юрист, продавец, врач).
-Итак, цель профессиональной деятельности – создание материальных и духовных благ.
-Но только ли для этого мы трудимся?
Правильно, любой вид профессиональной деятельности является источником средств существования человека.
Иногда так и говорят: мы трудимся для того, чтобы жить.
Слайд 9Специальность – это ограниченная область профессиональной деятельности, вид занятия в рамках
одной профессии
Что называется «специальностью»?
Что называется «должностью»?
Должность – это служебное положение работника в учреждении, на предприятии, определяющие его обязанности и оплату труда
Какие специальности вы знаете в профессии врача, педагога, инженера?
Военный – это профессия?
Какие военные специальности вы знаете?
Слайд 10Квалификация – степень мастерства в конкретной специальности
Попробуйте дать определение слову
«квалификация»
Что такое вакансия?
Вакансия – это незамещенная, незанятая должность в учреждении.
Что такое призвание?
Призвание - наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы.
Слайд 11Практическая работа
Распределите представленный список на профессии, специальности, должности
Токарь, секретарь-референт, швея,
начальник цеха, адвокат, пианист, главный инженер, менеджер, водитель, слесарь-механик, министр, бульдозерист, повар, заведующий библиотекой, портретист, маляр, экономист, депутат, прачка.
Слайд 12Практическая работа
Задание 3
Заполнить таблицу
«План профессионального роста»
Страница
7 в учебнике
Слайд 13Практическая работа
Задание 4
Выполнение упражнения «Я в лучах солнца».
В
центре отдельного листа надо нарисовать солнце так, как его рисуют дети.
В центре круга напиши свое имя или нарисуй автопортрет. Около каждого луча напиши что-нибудь хорошее о себе.
Задача – написать о себе как можно лучше и много.
Носи этот листок с собой, добавляя лучи.
А когда у тебя плохое настроение, достань свой рисунок, посмотри на него и вспомни, почему ты написал о том или другом качестве.
Слайд 14Вопросы для размышления
1.Какое задание или информация была интересной на сегодняшнем занятии?
2.Что
нового вы узнали?
3.Поможет ли Вам эта информация при принятии решения о выборе профессии?
Слайд 15 Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый
выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Ю. Левитанский
Слайд 17Признаком классификации является предмет труда.
Предмет труда – эти объекты (или
их комплексы), на которые воздействует человек в профессиональной деятельности.
Слайд 181. «Человек – Природа» (П)
Предмет труда: живая природа (растения, животные, микроорганизмы)
Примеры профессий: лесник, садовод, агроном, овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод, ветеринар, рыболов, доярка, зверовод, дрессировщик, микробиолог, генетик, вирусолог, биохимик, лаборант химико-биологического анализа.
Слайд 192. «Человек – Техника» (Т)
Предмет труда: машины, механизмы, материалы, виды энергий,
неживая природа (недра земли, почва, вода, продукты лесного и с/х)
Примеры профессий: водитель, лётчик, токарь, автослесарь, швея, столяр, шахтёр, инженер-геолог, механик буровой установки, техник, ткач, электросварщик, наладчик, строитель, сборщик электросхем, инженер по эксплуатации, повар, пекарь, кондитер, технолог по переработке пищевых продуктов.
Слайд 203. «Человек – Человек» (Ч)
Предмет труда: люди
Примеры профессий: воспитатель
д \с, учитель, менеджер, психолог, врач, медсестра, продавец, парикмахер, социальный работник, экскурсовод, консультант, массовик-затейник.
Слайд 214. «Человек – знаковая система» (З)
Предмет труда: информация в виде условных
знаков, цифр, чертежей, схем, таблиц, тестов, шифров, кодов, естественных или искусственных языков, оформление документов.
Примеры профессий: экономист, инженер, бухгалтер, чертёжник, топограф, геодезист, программист, оператор ЭВМ, секретарь, переводчик, нотариус, контролёр-кассир.
Слайд 225. «Человек – Художественный образ» (Х)
Предмет труда: искусство (музыкальное, изобразительное, литературное,
театральное, декоративно-прикладное).
Примеры профессий: композитор, артист, писатель, режиссёр, поэт, сценарист, модельер, резчик по дереву, вышивальшица, дизайнер.
Слайд 23Признаком классификации является средство труда. Средство труда – это вещи, с
помощью которых человек выполняет трудовые действия.
Ручной труд (Р)
Механизированный (М)
Автоматизированный (А)
Функциональный (Ф)
Слайд 24Признаком классификации являются условия труда.
Бытовые условия (Б)
На открытом воздухе (О)
Необычные (Н)
Повышенная
моральная ответственность (М)
Слайд 25Практическая работа
Определить, к какому типу относятся профессии:
Эколог, экскурсовод, токарь, программист, режиссёр, агроном, стюардесса, вышивальщица, повар, корректор издательства, менеджер по персоналу, дрессировщик, механик, воспитатель, реставратор, контролёр, пианист, экономист, швея, фотограф, ветеринар, наладчик оборудования, почтальон, пчеловод, следователь.
Слайд 26Интернет ресурсы
Элективный курс «Профессиональное самоопределение», психолог Ханбикова З.И. (http://rudocs.exdat.com/download/docs-391322/391322.doc)