Слайд 1 Вася проходил в школе тему «Семейный бюджет». Дома надо было составить
список расходов семьи за один день и подсчитать сумму… Вася вздохнул и пошел составлять свой бюджет.
«Мама — гонорар — 12 тысяч», — написал он, а потом зачеркнул цифру несколько раз.
Написал: «Не знаю. Мама тоже не знает. Деньги домой не приносит. Тратит по дороге».
В пункте «Папа — зарплата» он написал: «50 тысяч», зачеркнул, написал: «30 тысяч», зачеркнул, «10 тысяч» тоже зачеркнул.
Написал: «Явно не хватает. Надо что-то делать».
Потом он написал: «Сестра Сима», подумал и добавил: «Подорвала семейный бюджет своим рождением».
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Слайд 2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Как Вы считаете, в каком случае семейный бюджет будет
считаться сбалансированным?
Каким еще может быть бюджет?
Слайд 3Зубарева Г. М.,
учитель технологии
ФГКОУ СОШ № 162
Хабаровск - 47
РАСХОДНАЯ И ДОХОДНАЯ
ЧАСТИ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА
Слайд 4Цель:
познакомится с понятиями: обязательные платежи; подоходный налог; кредит; коммунальные услуги; рациональное
питание; экономия денежных средств.
Задача:
Знать, из каких частей состоит бюджет семьи, по каким направлениям осуществляются основные семейные расходы.
Слайд 5ОСНОВЫ ДОМАШНЕЙ БУХГАЛТЕРИИ
Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать ее ресурсы
и удовлетворять большую часть потребностей.
Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет.
Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное.
Что необходимо учесть, чтобы правильно спланировать расходную часть бюджета семьи?
Слайд 6ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Назовите обязательные платежи, и как можно сэкономить на этих
тратах?
Слайд 7РАСХОДЫ СЕМЬИ
ПОСТОЯННЫЕ
ПЕРЕМЕННЫЕ
ЦИКЛИЧЕСКИЕ
СЕЗОННЫЕ
НЕПРЕДВИДЕННЫЕ
ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ
Слайд 8ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Налоги,
Взносы в общественные организации,
Погашение ссуд в банке, кредитов,
Оплата
коммунальных услуг(квартплата, отопление, газа, вода, электроэнергии, телефона, радио и т.д.)
Транспортные расходы,
Оплата детского сада,
Дополнительные услуги образования.
Слайд 9Вид налогового обложения при котором облагается доход физического или юридического лица,
полученный в результате его деятельности или от использования имущества.
Понятие ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ?
Слайд 10РАСЧЕТ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА
Процентная ставка 13%.
Сумма заработной платы составляет 10
000 рублей.
Слайд 11ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1
Рассчитайте подоходный налог:
Если сумма заработной платы составляет 25
000 рублей.
Процентная ставка 13%.
Слайд 12КРЕДИТ, ССУДА, ИПОТЕКА?
Предоставление в долг товаров или денег.
Когда в
долг дают деньги, то такой кредит называют денежной ссудой.
Денежная ссуда выданная на приобретение жилья называется ипотекой.
Слайд 13Плата за:
отопление,
газ,
воду,
электроэнергию,
телефон,
радио;
техническое обслуживание и т.д.
КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Слайд 14ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 2
Ответьте на вопросы:
От чего зависит плата за газ,
отопление, воду и электроэнергию?
Подумайте, как можно сэкономить тепловую и электрическую энергию в быту?
Разработайте проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг.
Слайд 15ПУТИ ЭКОНОМИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Утеплить окна и двери.
Рационально расставить мебель.
Убрать лишнюю
краску с батареи.
Слайд 16РАСЧЕТ ОПЛАТЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Пример:
На счетчике стоит число 11200, а показания счетчика
в прошлом месяце были 11100.
Значит, в этом месяце израсходовано
100 кВт/ч.
Допустим 1 кВт/ч = 6 рублей.
Плата за электроэнергию составит 600 рублей.
Слайд 17ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 3
Произведите расчет оплаты за потребленную электроэнергию:
допустим сейчас на счетчике
стоит число 11324, а показания счетчика в прошлом месяце были 11100.
Стоимость 1 кВт/ч - 2,20 рубля
Слайд 18Еще одной важной расходной частью семейного бюджета являются расходы на питание.
Они
составляют примерно 40% от семейного бюджета россиянина.
РАСХОДЫ НА ПИТАНИЕ
Слайд 19Задание 4
Ответьте на вопросы:
Какое питание называется рациональным?
Какие принципы рационального питания вы
знаете?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Слайд 20ПРОВЕРКА
Требования к рациональному питанию
Воздержанность.
Сбалансированность питания по калорийности продуктов, соотношению пищевых веществ,
микроэлементов, витаминов.
Режим питания
Слайд 21Задание 5
Неправильное питание снижает защитные силы организма, ведет к преждевременному старению
и может стать причиной многих заболеваний.
Сформулируйте советы правильного питания. Учебник с.22
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Слайд 22ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 6
Сформулировать основные правила экономии на питании, которым можно следовать
абсолютно без ущерба для здоровья, а с пользой для него.
Разработать рекомендации по экономии личного бюджета и бюджета семьи.
Слайд 23ПРАВИЛА ЭКОНОМИИ НА ПИТАНИИ
1. Питайтесь сезонными продуктами.
2. Отдыхайте на природе
с пользой.
3. Делайте домашние заготовки.
4. Готовьте дома все то, что можно приготовить.
5. Изучайте и сопоставляйте цены.
6. Экономьте на скидках и мелком опте.
Слайд 24Правила рациональных покупок
Самостоятельное ознакомление с информацией (учебник с.23)
Слайд 25Пути экономии денежных средств
Экономия на питании (покупать более дешевые продукты, но
не менее питательные и полезные; перерабатывать все продукты, например из кислого молока – блины, оладьи; из холодной манной каши пудинг и т.д.)
Экономия на услугах
(например пошив одежды, ремонт обуви, бытовой техники и аппаратуры и т.д.) Приобретение качественных вещей
(народная мудрость гласит: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи»).
Слайд 26От чего можно смело отказаться:
1. Колбасы, сосиски, сардельки, ветчина.
Они не являются
полноценными заменителями мяса. Лучше запечь в духовке кусок мяса, получится полезнее и дешевле.
2. Копчёности.
Содержат много соли и раздражающих веществ. Ежедневное употребление может провоцировать развитие онкологических заболеваний.
3. Консервы.
Также не полезны для здоровья.
4. Полуфабрикаты (пельмени, котлеты).
Всегда дороже, чем блюда собственного приготовления, и пользы в них меньше.
5. Сахар-рафинад.
Употребление более 50 г в сутки повышает риск развития сахарного диабета, провоцирует аллергию и избыток веса. Для усвоения сахара организм расходует большое количество дефицитных витаминов.
6. Привозные овощи и фрукты.
Имеют значительно меньшую ценность, чем фрукты и овощи, выращенные в местах Вашего проживания.
Слайд 27Недорогие продукты, полезные для здоровья
1. Каши.
2. Молочные продукты.
3. Растительное масло.
4. Рыба и морепродукты.
5.
Овощи и фрукты вашей местности.
6. Яйца.
7. Мясо.
Норма потребления - 400 г в день.
Слайд 28 Задание 7
Назовите одну из функций семьи
«Члены семьи активно общаются
между собой, передавая друг другу информацию — знания, впечатления, новости…»
«Функция, связанная с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов».
1
2
Слайд 29Задание 8
Выберите одно верное определение опорному понятию
Уровень благосостояния – это …
Участие
членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности;
Наличия в семье орудий производства или возможности их приобретения;
Показатель обеспеченности человека или семьи всем необходимым для комфортного и безопасного существования.
1
2
Слайд 30Задание 9
Дайте определение экономическим терминам
Потребность – это …
Сертификация – это
…
Информация о товарах – это …
Слайд 31Задание 10
К терминам подберите их описание
Деньги – это …
Ценная бумага, дающая
право получать доход в виде фиксированного процента.
Разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство
Финансовый план доходов и расходов на определенный срок.
Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров
Бюджет семьи -
Ценная бумага, дающая право получать доход в виде фиксированного процента.
Разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство
Финансовый план доходов и расходов на определенный срок.
Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров
Слайд 32
Задание 11 Теперь проверьте себя на бережливость.
Выберите один из
ответов.
1. Во время глажения белья раздается телефонный звонок. -Что вы сделаете?
a. Поставите регулятор температуры утюга на минимальный нагрев и подойдете к телефону.
b. Отключите сразу же утюг от сети.
c. Узнаете, кто вам звонит, и лишь потом вернетесь кути и у.
2. Вы решили помолоть кофе, но обнаружили, что зерен слишком много для одной порции, но недостаточно для двух. Что делать?
a. Вы разделите зерна на две равные порции и каждую помелете отдельно;
b. Положите в кофемолку все зерна сразу;
c. Отмерите ровно одну порцию, а лишнее оставите до следующего раза.
3. Вам нужно постирать небольшое количество белья, намного меньше, чем предусматривает инструкция стиральном машины.
a. Вы заполните бак водой лишь наполовину.
b. Нальете воды до метки, как обычно.
c. Постираете белье руками.
Слайд 33- Если в ситуации 1 выбран пункт «b»,
ВЫ рачительны, экономны и вам не грозит пожар.
- Если в случае с зернами кофе вы решили насладиться напитком и остановились на ответе «с», то семейная экономика ставит вам отличную оценку.
- В деле со стиркой верное решение — пункт «b»: налить воды до метки.
Но если вы остановитесь на ответе под буквой «с», то вы не только экономны, но и трудолюбивы.
Тем, кто выбрал другие ответы, следует отказаться от своих расточительных привычек, научиться умело обращаться с бытовой техникой и рационально вести свое домашнее хозяйство.
Слайд 34ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Что полезного взяли сегодня из материала, пройденного на уроке?
Как вы
считаете, почему в школьной программе изучаются основы экономических знаний?
Пригодятся ли вам в жизни эти знания и навыки планирования своего бюджета?
Где они могут пригодиться – только при изучении предмета или в дальнейшей жизни: семейной, трудовой, при обучении?
Влияет ли благополучие семьи на благополучие социума (или наоборот)?
Можно ли сказать что экономическое образование и воспитание является общечеловеческой ценностью?
Слайд 35ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Симоненко В.Д. "Основы потребительской культуры" Учебник для учащихся старших классов
общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004
Симоненко В.Д. "Основы потребительской культуры": Методическое пособие /Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004
Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др.; под редакцией В.Д.Симоненко. М.; Вентана-Граф, 2014.
http://library.fentu.ru/book/iise/69/33 html
http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/osnovi-potrebitelskikh-znanii--markirovka-tovarov.html
http://onona.su/1111-sekrety-uhoda-za-odezhdoy.html
http://www.pedagogikam.ru/teachers
http://gallery.economicus.ru/cgi