Слайд 1МДК 02.02. Оборудование, техника и технология электрогазосварки
ТЕМА УРОКА:
«ДЕФЕКТЫ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ. ПРИЧИНЫ
ПОЯВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ»
Разработка
преподавателя предметов
профессионального цикла
Бондаренко Н.Д
Надым 2017 г.
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало - Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
Слайд 2Цель урока:
Изучив данный учебный материал, вы будете знать:
основные дефекты
сварных соединений;
причины их возникновения;
способы устранения
Слайд 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
К дефектам сварных соединений относятся различные отклонения от
установлен-ных норм и технических требований к:
размерам
формам
свойствам сварных соединений,
которые:
уменьшают прочность и эксплуатационную надёжность
могут привести к разрушению сварного соединения и всей конструкции
Слайд 4 По характеру залегания дефекты
в сварных соединениях делятся на:
внешние;
внутренние
Внешние дефекты –
это дефекты, выявленные при внешнем осмотре и измерительном контроле сварного соединения.
Слайд 5 Внешние дефекты:
несоответствие геометрических размеров сварного шва (избыточное или недостаточное
усиление, неравномер-ность ширины и (или) высоты шва);
неравномерная грубая чешуйчатость;
западания между валиками;
брызги металла;
прожоги;
незаплавленные кратеры;
подрезы основного металла;
поры (одиночные, скопление, цепочки);
шлаковые включения (одиночные, скопление, цепочки);
трещины;
непровары корня шва;
проплавление;
вогнутость корня шва
Слайд 6 Внутренние дефекты –
это дефекты, выявленные при использовании неразрушающих
методов контроля таких, как радиографический контроль, ультразвуковой контроль.
Внутренние дефекты:
непровары между свариваемыми кромками;
непровары в корне шва;
внутренние трещины;
поры и шлаковые включения (одиночные, скопления, цепочки), не выходящие на поверхность.
Слайд 7Трещины сварного соединения:
дефект сварного соединения в виде разрыва металла в сварном
шве и (или) прилегающих к нему зонах.
Слайд 8Продольная трещина –
трещина, ориентированная
вдоль оси сварного шва
Поперечная трещина –
трещина,
ориентированная
поперёк оси сварного шва
Слайд 9Разветвлённая трещина –
трещина, имеющая
ответвления в
различных направлениях
Радиальная трещина –
несколько трещин
разного
направления, исходящих из
одной точки, они могут
располагаться в:
металле сварного шва;
в зоне термического
влияния;
в основном металле
Слайд 10Кратерная трещина –
трещина (продольная,
поперечная, разветвлён-
ная) в кратере валика
(слоя) сварного
шва.
Причина появления кратерной трещины:
- резкий обрыв сварочной дуги
Слайд 11Причины появления трещин:
нарушение разработанной технологии сварки;
несоответствие применяемых сварочных материалов;
склонность свариваемого металла к закалке;
высокие скорости охлаждения сварного соединения;
сварка изделия при низкой температуре.
Категория дефекта –
недопустимый дефект
Исправление дефекта:
вырезка;
вышлифовка до полного удаления дефекта;
заварка
Слайд 12 Свищ – это
дефект в виде воронкообразного углубления в сварном шве.
Слайд 13Причины появления свища:
-
- обильное выделение из металла сварочной ванны газов
в момент его затвердевания
Категория дефекта-
Исправление дефекта:
высверловка;
вышлифовка до полного удаления;
заварка
недопустимый дефект
плохая подготовка сварных кромок под сварку (наличие ржавчины, масла и т.д.)
Слайд 14Поры
Пора в сварном шве – это дефект
сварного шва в виде
полости округлой формы, заполненной газом
Скопление пор в сварном шве –
группа близко расположенных пор
Цепочка пор в сварном шве –
группа пор в сварном шве, расположенных в линию
Слайд 15Причины появления пор:
- сварка увлажнёнными (непросушенными) покрытыми электродами;
- плохая подготовка кромок
по сварку (наличие ржавчины, масла, краски и др. загрязений);
- завышение скорости сварки
Категория дефекта:
для скопление пор в сварном шве
недопустимый дефект
для отдельно стоящих пор и цепочке пор
допускаются при выполнении требований «Нормативно-технического документа» (НТД) на данное изделие
Слайд 16Исправление дефекта:
для плоских элементов:
вышлифовка;
механическая строжка или фрезеровка;
воздушно-дуговая строжка
(ВДС) угольными электродам ;
заварка
для трубных элементов:
выборка дефектов на токарном станке;
заварка.
Слайд 17Непровар – это
дефект в виде несплавления в сварном соедине-нии вследствие неполного
расплавления кромок или поверхностей ранее выполненных валиков сварного шва
Слайд 18Причины непровара:
заниженный зазор между свариваемыми кромками;
завышенное притупление кромок;
малый
угол кромок;
завышение скорости сварки;
смещение электрода с оси стыка;
недостаточная сила сварочного тока;
неравномерная величина притупления кромок по длине стыка;
новые валики (или слои) выполняются по слою предыдущего металла с неудалённым сварочным шлаком при многослойной сварке;
недостаточно точное направление электрода относительно предыдущего валика (или слоя) при многослойной сварке;
блуждание сварочной дуги (магнитное дутьё
Слайд 19Категория дефекта:
недопустимый дефект, кроме случая, когда чертежом разрешается непровар корня шва
Исправление
дефекта:
при небольших объёмах работ
вышлифовка
при больших объёмах работ
механическая строжка;
фрезеровка на станке или воздушно-дуговой сторожкой;
выплавка газовой резкой;
заварка
Слайд 20Прожог - это
дефект в виде сквозного отверстия в сварном шве, образовавшийся
в результате вытекания части металла сварочной ванны
Слайд 21Причины прожога:
завышенный сварочный ток;
малое притупление свариваемых кромок;
неравномерный зазор
по длине между свариваемых кромок;
малая скорость сварки;
неравномерная величина притупления кромок по длине стыка
Категория дефекта:
недопустимый дефект
Исправление дефекта:
зашлифовка с двух сторон
заварка
Слайд 22Шлаковые включения – это
дефект в виде вкрапления шлака в сварном шве
Слайд 23Причины появления шлаковых включений:
завышение скорости сварки;
плохая подготовка кромок под
сварку;
плохо отбита шлаковая корка предыдущего (нижнего) слоя;
большая длина сварочной дуги
Категория дефекта:
цепочка шлаковых включений, отдельное шлаковое включение
допускаются при выполнении требований «Нормативно-технического документа» (НТД) на данное изделие
скопление шлаковых включений –
недопустимый дефект
Слайд 24Исправление дефекта:
для плоских элементов:
вышлифовка (отдельно стоящий и скопление шлака) механическая
и воздушно-дуговая строжка (ВДС) (цепочка шлака)
заварка
для трубных элементов:
вышлифовка (отдельно стоящий и скопление шлака);
выборка на токарном станке (цепочка шлака);
заварка
Слайд 25Брызги электродного металла –
дефект в виде капель на поверхности свариваемого
соединения
Слайд 26Причины появления брызг металла:
завышенный сварочный ток;
большая длина сварочной дуги;
магнитное дутьё;
некачественно изготовленный электрод (эксцентричность покрытия)
Категория дефекта:
недопустимый дефект
Исправление дефекта:
срубить зубилом и молотком;
зашлифовать места удаления
Слайд 27Поверхностное окисление – это
дефект в виде окалины или плёнки окислов на
поверхности сварного соединения
Слайд 28Причины появления окисной плёнки :
плохая защита металла от воздуха;
преждевременное
удаление слоя шлаковой корки со сварного шва;
перегрев металла
Категория дефекта:
условно допустимый дефект
Исправление дефекта:
если нет особых требований к окисной плёнке на чертеже, допускается не удалять
в противном случае:
зачистка вручную металлической щёткой или с помощью шлифовальной машины
Слайд 29Подрез – это
дефект в виде углубления по линии сплавления сварного шва
с основным металлом
Подрезы зоны сплавления:
как правило – двусторонний
при сварке стыкового шва, и
односторонний на вертикаль-
ной плоскости при сварке
углового шва
Слайд 30Причины появления подреза:
низкая квалификация сварщика (неправильные поперечные движения концом электрода);
смещение электрода в сторону вертикальной стенки при сварке углового шва (подрез вертикальной стенки);
завышение сварочной дуги;
завышение скорости сварки;
эксцентричность покрытия электрода
Категория дефекта:
недопустимый дефект
Исправление дефекта:
- расшлифовка (сглаживание) подрезов или их подварка
Слайд 31Дефекты формирования сварного шва
Наплыв в сварном соединении-
дефект в виде натекания
металла шва на поверхность основного
металла или ранее
выполненного валика
без сплавления с ним
Слайд 32Причины появления наплыва:
неправильный выбор режима сварки;
низкая квалификация сварщика;
низкое
качество сборки узла
Категория дефекта:
Допускаются при выполнении требований «Нормативно-технического документа»
Исправление дефекта:
подшлифовка
Слайд 33Углубление между валиками –
продольная впадина между соседними валиками шва
Слайд 34Причины появления углубления между валиками:
неправильный выбор режима сварки;
низкая квалификация
сварщика;
низкое качество сборки узла
Категория дефекта:
допускаются при выполнении требований «Нормативно-технического документа»
Исправление дефекта:
- подшлифовать (сгладить)
- и (или) подварить
Слайд 35Грубая чешуйчатость –
поперечные или округлые углубления на поверхности валика, образовавшиеся вследствие
неравномерности затвердения металла сварочной ванны
Слайд 36Причины появления грубой чешуйчатости:
неправильный выбор режима сварки;
низкая квалификация сварщика;
низкое качество сборки узла
Категория дефекта:
допускаются при выполнении требований «Нормативно-технического документа»
Исправление дефекта:
- подшлифовать (сгладить)
- и (или) подварить
Слайд 37Кратер – это
дефект в виде полости или впадины, образовавшийся при усадке
расплавленного металла при затвердении, располагается в местах резкого обрыва дуги или окончания сварки.
Слайд 38Причины появления кратера:
низкая квалификация сварщика;
резкий обрыв сварочной дуги
Категория дефекта:
недопустимый
дефект
Исправление дефекта:
- подшлифовать
- и подварить
Слайд 39Превышение усиления сварного шва –
избыток наплавленного металла на лицевой стороне (сторонах)
стыкового шва.
Слайд 40Причины появления превышения усиления сварного шва:
неправильный выбор режима сварки;
низкая
квалификация сварщика;
низкое качество сборки узла
Категория дефекта:
допускаются при выполнении требований «Нормативно-технического документа»
Исправление дефекта:
подшлифовка
Слайд 41Превышение выпуклости сварного шва – это
избыток наплавленного металла на лицевой стороне
углового шва
Причины появления
выпуклости сварного
шва:
неправильный выбор режима сварки;
низкая квалификация сварщика;
низкое качество сборки узла
Слайд 42Местное превышение проплавления сварного шва –
местный избыточный проплав (с внутренней стороны
одностороннего шва)
Слайд 43Причины появления местного превышения проплавления сварного шва:
неправильный выбор режима сварки;
низкая квалификация сварщика;
низкое качество сборки узла
Категория дефекта:
допускаются при выполнении требований «Нормативно-технического документа»
Исправление дефекта:
- подшлифовка
Слайд 44Протёк сварного шва –
стекание металла вследствие действия силы тяжести
Слайд 45Причины появления протёка сварного шва:
неправильный выбор режима сварки;
низкая квалификация
сварщика;
низкое качество сборки узла
Категория дефекта:
недопустимый дефект
Исправление дефекта:
- подварить
Слайд 46Неполностью заполненная разделка кромок –
продольная непрерывная или прерывистая вогнутость на поверхности
сварного шва из-за недостаточного количества присадочного металла
Причины появления
неполностью заполнен-
ной разделки кромок:
неправильный выбор режима
сварки;
низкая квалификация
сварщика;
низкое качество сборки узла
Слайд 47Асимметрия углового шва –
несоответствие фактического значения катета шва заданному значению
Слайд 48Причины появления асимметрии углового шва:
неправильный выбор режима сварки;
низкая квалификация
сварщика;
низкое качество сборки узла
Категория дефекта:
допускаются при выполнении требований «Нормативно-технического документа»
Исправление дефекта:
- подшлифовка
Слайд 49Неравномерная ширина шва –
чрезмерное колебание ширины шва
Неравномерная высота шва –
чрезмерная неровность
наружной поверхности шва
Слайд 50Плохое возобновление шва –
местная неровность поверхности в месте возобновления сварки
Слайд 51Причины появления неравномерной ширины и высоты шва, плохого возбуждения шва:
неправильный
выбор режима сварки;
низкая квалификация сварщика;
низкое качество сборки узла
Категория дефекта:
допускаются при выполнении требований «Нормативно-технического документа»
Исправление дефекта:
- подшлифовка
Слайд 52Усадочная раковина –
дефект в виде полости или впадины, образованной при усадке
металла шва в условиях отсутствия питания жидким металлом
Слайд 53Причины появления усадочной раковины сварного шва:
- местное засорение металла сварочной ванны
легкоплавкими веществами на основе серы, фосфора и др.
Категория дефекта:
недопустимый дефект
Исправление дефекта:
- подшлифовка
Слайд 54Вогнутость корня шва –
дефект в виде углубления на поверхности обратной стороны
сварного одностороннего шва
Слайд 55Причины появления вогнутости корня шва:
завышенный зазор между свариваемыми кромками;
недостаточная
величина сварочного тока;
завышенная скорость сварки
Категория дефекта:
допускаются при выполнении требований «Нормативно-технического документа» на данное изделие
Исправление дефекта:
- подшлифовка
- и подварка
Слайд 56Смещение кромок –
неправильное положение сваренных кромок друг относительно друга
Слайд 57Причины появления смещения кромок:
неправильная (некачественная) сборка деталей под сварку;
некачественная
прихватка;
недостаточное количество прихваток;
неравномерное распределение прихваток
Слайд 58Случайное оплавление основного металла в результате зажигания дуги или гашения (прижог)
–
дефект в виде повреждения
поверхности основного металла,
примыкающего к сварному шву;
возникает в результате случайного или преднамеренного возбуждения
дуги вне разделки соединения
Слайд 59Причины появления прижога:
- низкая квалификация сварщика
Категория дефекта:
недопустимый дефект
Исправление дефекта:
зачистка мест прижога
до «здорового» металла
Слайд 60ТЕСТ
1.Трещиной называется дефект сварного соединения в виде:
а) разрыва металла в сварном
шве и (или) прилегающих к нему зонах;
б) внутренней полости;
в) углубления по линии сплавления сварного шва с основным металлом
2. Порой называется дефект:
а) в виде полости или впадины, образованной при усадке металла шва;
б) имеющий ответвления в различных направлениях;
в) в виде полости округлой формы, заполненной газом
Слайд 613. Непроваром кромок называется:
а) дефект, ориентированный вдоль сварного шва в виде
разрыва;
б) дефект в виде несплавления в сварном соединении, вследствие неполного расплавления кромок;
в) дефект в виде скопления шлака в сварном шве
4. Прожогом называется дефект в виде:
а) воронкообразного углубления в сварном шве;
б) полости или впадины в сварном шве;
в) сквозного отверстия в сварном шве, образовавшийся в результате вытекания части металла сварочной ванны
Слайд 625. Шлаковое включение это дефект сварного соединения в виде:
а) полости округлой
формы, заполненной газом;
б) шлака в сварном шве;
в) углубления по линии сплавления шва с основным металлом
6. Подрезом называется дефект в виде:
а) углубления по линии сплавления шва с основным металлом;
б) дефект в виде несплавления в сварном соединении, вследствие неполного расплавления кромок;
в) углубления на поверхности обратной стороны сварного одностороннего шва
Слайд 637. Кратер – это дефект сварного соединения в виде:
а) воронкообразного углубления
в середине сварном шва;
б) углубления по линии сплавления сварного шва с основным металлом;
в) полости или впадины, образовавшийся при усадке расплавленного металла при затвердении в конце сварного шва
Слайд 648. Прижогом называется дефект сварного соединения в виде:
а) окалины или плёнки
окислов на поверхности сварного соединения;
б) затвердевших капель на поверхности сварного соединения;
в) местного повреждения поверхности основного металла, возникшее в результате случайного или преднамеренного возбуждения дуги вне разделки соединения
Слайд 659. Причины появления пор:
а) хорошо прокалённые электроды;
б) влажные электроды;
в) наличие ржавчины
или масла на сварочных кромках
10. Причины появления брызг электродного металла:
а) большая длина сварочной дуги;
б) большая ширина сварного шва;
в) магнитное дутьё
Слайд 66ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
1.Трещиной называется дефект сварного соединения в виде:
а) разрыва металла в
сварном шве и (или) прилегающих к нему зонах;
б) внутренней полости;
в) углубления по линии сплавления сварного шва с основным металлом
2. Порой называется дефект:
а) в виде полости или впадины, образованной при усадке металла шва;
б) имеющий ответвления в различных направлениях;
в) в виде полости округлой формы, заполненной газом
Слайд 673. Непроваром кромок называется:
а) дефект, ориентированный вдоль сварного шва в виде
разрыва;
б) дефект в виде несплавления в сварном соединении, вследствие неполного расплавления кромок;
в) дефект в виде скопления шлака в сварном шве
4. Прожогом называется дефект в виде:
а) воронкообразного углубления в сварном шве;
б) полости или впадины в сварном шве;
в) сквозного отверстия в сварном шве, образовавшийся в результате вытекания части металла сварочной ванны
Слайд 685. Шлаковое включение это дефект сварного соединения в виде:
а) полости округлой
формы, заполненной газом;
б) шлака в сварном шве;
в) углубления по линии сплавления шва с основным металлом
6. Подрезом называется дефект в виде:
а) углубления по линии сплавления шва с основным металлом;
б) дефект в виде несплавления в сварном соединении, вследствие неполного расплавления кромок;
в) углубления на поверхности обратной стороны сварного одностороннего шва
Слайд 697. Кратер – это дефект сварного соединения в виде:
а) воронкообразного углубления
в середине сварном шва;
б) углубления по линии сплавления сварного шва с основным металлом;
в) полости или впадины, образовавшийся при усадке расплавленного металла при затвердении в конце сварного шва
Слайд 708. Прижогом называется дефект сварного соединения в виде:
а) окалины или плёнки
окислов на поверхности сварного соединения;
б) затвердевших капель на поверхности сварного соединения;
в) местного повреждения поверхности основного металла, возникшее в результате случайного или преднамеренного возбуждения дуги вне разделки соединения
Слайд 719. Причины появления пор:
а) хорошо прокалённые электроды;
б) влажные электроды;
в) наличие ржавчины
или масла на сварочных кромках
10. Причины появления брызг электродного металла:
а) большая длина сварочной дуги;
б) большая ширина сварного шва;
в) магнитное дутьё