Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14» г. БРЯНСКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ТЕХНОЛОГИЯ»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:
РАДИО « КАЗАК »
Выполнил творческий проект:
ученик 8 «Б» класса МОУ СОШ № 14 г. Брянска
Мосин Иван Иванович
Консультировал работу по проекту:
учитель технологии МОУ СОШ № 14 г. Брянска
Комовский Николай Витальевич
БРЯНСК – 2011
Слайд 2 Выбор и обоснование проекта
Естественно желание каждого человека – сделать своё жилище уютным и привлекательным. И, конечно же, её украшением могут стать любые вещи, изготовленные своими руками.
В школьной мастерской, я увидел очень старое, давно неиспользуемое радио и решил отремонтировать его, конструктивно изменить его с помощью элементов резьбы по дереву.
Технология его изготовления не так уж и сложна, это позволит сделать его в условиях школьных мастерских, с учётом пожеланий учителя, приспособив к обстановке, подобрав по цвету. Учитель и родители одобрили мой выбор.
В результате выполнения творческого проекта я должен, внеся существенные конструктивные изменения, добавив элементы резьбы, изготовить радио, назвав его - «Казак».
Целью данного проекта является изучение одного из видов народно-прикладного искусства – резьба по дереву. В процессе работы над проектом я познакомлюсь с историей возникновения и развития резьбы по дереву, с секретами изготовления изделий народными мастерами.
Слайд 3Исследование
Без преувеличения традиционное искусство можно
назвать живой связующей нитью между поколениями, объединяющим прошлое, настоящее и будущее.
Мастера веками изготавливали различные резные предметы, которыми пользовались в быту, изо всех сил старались при этом, чтобы они были красивыми. И сегодня резные изделия, выполненными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Изделия, созданные своими руками, могут служить украшением школьных и домашних интерьеров, так как обладает эстетической ценностью.
Занятие резьбой по дереву открывает новые пути познания творчества, обогащают внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.
Слайд 4Выявление проблем
Первая проблема, с которой я
столкнулся, это «смогу ли я?».
В процессе изучения курса «Технология» я получил достаточные знания и умения работы с различными инструментами, а также овладел навыками работы на различных деревообрабатывающих станках. Используя эти знания, умения и навыки, приложив терпение, старание и настойчивость, можно справиться с поставленной задачей.
Но умений не достаточно для работы. Мы знаем, что одними руками ничего не сделать. Прежде всего, нам нужно найти материал, из которого будет изготовлено изделие. Кроме того, данный материал необходимо чем-то обрабатывать, то есть нужен инструмент для работы. Если есть материал и инструмент, это уже хорошо, но мы же не будем делать изделие на улице. Поэтому нужно продумать, где найти помещение, в котором можно было бы работать. Поговорив с учителем и родителями, я решил изготавливать своё изделие в школьных мастерских, на уроках технологии, используя имеющиеся в них инструменты и оборудования. Некоторые детали изделия я смогу делать дома, в свободное от учёбы время.
Я думаю у меня всё должно получиться, тем более что в работе мне будут помогать родители и учитель технологии.
Слайд 5Выявление традиций, истории
Издавна русский человек, «справив»
избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества — вырезание из дерева.
Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявить его неброскую красоту, придать своим вещам удобные и художественно завершенные формы. Причём декор крестьянских изделий был органически слит с их практическим бытовым назначением.
В России резьба по дереву называлась резным делом.
Заманчив и многообразен мир резьбы со всеми его направлениями, стилями, техникой исполнения. Помимо всего, это приобщение к природе. Темы и сюжеты для воплощения в дереве резчик черпает тоже из наблюдений за природой, фантазии которой неисчерпаемы.
Войти в этот мир может каждый, кому небезразличны красота и совершенство, кто хотел бы преумножить достижения в этом направлении, сделать прекраснее свою жизнь, жизнь своих близких, приятно удивить окружающих.
Слайд 6Банк данных и предложений
(источники информации по проектному изделию)
- Учебник «Технология» – учебное пособие для учащихся 7, 8 кл.
- Справочник радиолюбителя
- Журнал «Школа и производство»
- Журнал «Конструирование и моделирование»
- Учебно-методическое пособие «Творческие проекты учащихся»
- Телевизионные передачи
- Интернет
- Газеты
- Рекламные буклеты
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Проспекты
- Государственные стандарты
Слайд 7Области знаний, используемых
при выполнении проекта
Безопасность жизнедеятельности - система мер по
охране труда, производственной санитарии, гигиене и т.д.
Математика – расчёт формул для расчёта материалов, денежных средств, математические зависимости.
Материаловедение – изучение свойств материалов для правильного выбора соответствующих для данной модели изделия.
Механика, элементы машиноведения – простейшая наладка (ремонт) оборудования, на котором производятся работы.
Моделирование – изменение конструкции изделия с целью получения желаемой модели изделия.
Профориентация - информация о профессиях, приобретение профессиональных знаний и умений.
Рисование – разработка эскизов альтернативных моделей, законы композиции.
Технология – освоение технологических процессов при изготовлении изделия.
Химия, физика – физико-химические свойства материалов, красители
Цветоведение – выбор цвета изделия: гармоничное сочетание цветов, закономерности цветовых сочетаний.
Черчение – построение чертежей деталей изделия.
Экология – экологичность материалов, влияние вредных красителей и прочих компонентов, входящих в состав изделия.
Экономика – расчёт себестоимости изделия, изучение коньюктуры рынка, планирование возможных путей реализации своей продукции.
Эстетика – воплощение в изделии желаемой эстетической идеи.
Слайд 9Выбор оптимального варианта конструкции изделия
Слайд 10Причины отказа от альтернативных
вариантов изделия
Отсутствие финансовых возможностей в приобретении необходимых
материалов
Неудобство и ненадёжность в эксплуатации
Высокая стоимость технологии выполнения изделия
Отсутствие необходимых инструментов и оборудования
Отсутствие оригинальности конструкции изделия
Достаточно низкие эстетические качества изделия
Высокая себестоимость изделия
Сложность изготовления отдельных деталей изделия
Высокая материалоёмкость и трудоёмкость
Несоответствие определённым личным и семейным интересам и потребностям
Слайд 11Выбор материала для выполнения творческого проекта
Слайд 12Выбор инструмента и оборудования
Столярный верстак
Столярная ножовка
Шерхебель
Рубанок металлический
Угольник столярный
Рашпиль
Киянка деревянная
Линейка измерительная
Карандаши чертёжный
Циркуль
чертёжный
Ластик
Переводная бумага
Кусачки
Круглогубцы
Отвёртка
Изоляционная лента
Шило
Бумага наждачная
Нож перочинный
Кисточка
Набор свёрл
Резцы для точения древесины
Штангенциркуль
Рейсмус
Паяльник электрический
Сверлильный станок
Лобзик электрический
Дрель электрическая
Токарный станок по дереву
Набор резцов для резьбы по дереву
Слайд 13Критерии выбора рациональной
технологии изготовления
Экономические критерии:
- потребность в данном изделии
- возможность
экономии материала, энергии
- высокая производительность и низкая себестоимость проекта
Конструктивные критерии:
- удобство использования
- надёжность и прочность изделия
- соответствие конструкции назначению изделия
Технологические критерии:
- оригинальность применения и сочетания материалов, их долговечность
- целесообразность технологического процесса
- соответствие стандартам
Экологические критерии:
- минимальное загрязнение окружающей среды при выполнении проекта
- возможность повторного использования деталей изделия по окончании срока службы
- утилизация отходов
Эстетические критерии:
- оригинальность формы
- индивидуальность изделия, стиль
- композиционная завершённость
Слайд 14Перечень технической документации на изготовление изделия
Слайд 15Технологический процесс изготовления изделия
радио «КАЗАК»
Слайд 16Технологический процесс изготовления изделия
радио «КАЗАК»
Слайд 18Экономическое обоснование проекта
Расчёт стоимости изделия
На изготовление корпуса материала не понадобилась, так
как мы взяли корпус от старых часов. С1 = 0 рублей
Общая стоимость материала для резной накладки составила: С2 = 3.00 рублей
Общая стоимость материала для задней стенки составила: С3 = 1.05 рублей
Общая стоимость материала для декоративной надписи составила: С4 = 1.00 рублей
Общая стоимость материала для навесного ушка составила: С5 = 2.10 рублей
Общая стоимость на замену электрооборудования составила: С6 = 14 рублей
Общая стоимость приобретённых шурупов составила: С7 = 2,40 рублей
Общая стоимость на приобретения клея составила: С8 = 0,80 рублей
Общая стоимость на приобретение наждачной бумаги составила: С9 = 6 рублей
Общая стоимость на приобретение лака для отделки изделия составила: С10 = 16 рублей
Подсчитаем затраты электроэнергии: С11 = 0 рублей
Общая стоимость электроэнергии при работе на сверлильном станке и электрическом лобзике составила: С12 = 1,21 рублей
Стоимость амортизации оборудования будет невелика, так как станки работали очень короткое время. Поэтому амортизацию оборудования составила: С13 = 0 рублей
Общая стоимость труда составила: С14 = 200 рублей
Плата за аренду помещения, коммунальные платежи и прочие расходы при изготовлении изделия не производились. С15 = 0 рублей
Итак, величина затрат (себестоимость) изделия составила:
С = С1 + С2 + С3+ С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + С9 + С10 + С11+ С12+ С13 + С14+ С15 = 247,56 рублей
Слайд 19Рекламный проспект
Я не знаю, был каков
Папа радио
Попов,
Но он миру подарил
Удивительный эфир.
Чтобы в курсе жизни быть,
Надо радио купить -
Там поделятся с тобой
Информацией любой.
Больше века слышит мир,
Как слова идут в эфир.
Пусть пройдут ещё года,
С нами радио всегда!
Слайд 20Самооценка результатов
выполнения проекта
Я доволен выполненной работой.
Пришлось хорошо потрудиться, но я изготовил полезную и нужную вещь. Работа по этому проекту превзошла мои ожидания. Теперь я уверен, что без особого труда смогу при необходимости изготовить и другие полезные в быту вещи. В процессе выполнения творческого проекта я сталкивался с проблемами, но по ходу подготовки и выполнения проекта, опираясь на помощь учителя и родителей, я их успешно решил. Наверно моё изделие не самое лучшее из всех, которые я видел. Но более красивые и сложные подобные изделия требуют больших материальных и физических затрат. Моё же изделие простое и очень дешёвое, но в полной мере отвечающее своему назначению. Учитель высоко оценил мою работу, а родители считают, что моё изделие украсит наш дом.
Слайд 21Список использованной литературы
Барышников А., Лямин И. Основы композиции. М.Трудрезервиздат, 1975
Верховцев
О., Лютиков К. Практические советы мастеру-любителю. – Энергоатоммаш, 1988
Званцев М. П. Домовая резьба. Москва, 1935
Коваленко В.И., Куленёнок В.В. Объекты труда.- М.: Просвещение, 1993
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. Изд.6-е, доп. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1979.
Лось Ю.А., Матяш Н.В., Самородский П.С. Творческие проекты учащихся - Брянск, Издательство Брянского госпедуниверситета, 1999.
Новиков В.В. Резьба по дереву: Сборник / Авт.-сост. В.В. Новиков, М.: Лабиринт Пресс, 2002
Прекрасное – своими руками. – 4-е изд. – М.: «Детская литература», 1989
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских: М.:Просвещение, 1984
Русская народная резьба по дереву; современный период. Госместпромиздат, 1961
Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П.С. Технология: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы / под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2004.
Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. Сварог и К, 2000
Семенцов А.Ю. Резьба по дереву, Новые идеи старого ремесла. – 4-е изд. – Мн.: «Современное слово», 2003