Презентация, доклад к семинару РМО Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся

Содержание

Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться , в нём умирает учитель. К.Д. Ушинский

Слайд 1Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения

познавательной деятельности учащихся
Нетрадиционные формы и методы проведения уроков  как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся

Слайд 2Учитель живёт до тех пор,
пока он учится;
как только он

перестаёт учиться ,
в нём умирает учитель.

К.Д. Ушинский
Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться , в нём умирает

Слайд 3Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и

бесполезными.
Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается.
Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.


Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность

Слайд 4 Но бывает и по-другому.
Как сделать урок таким, чтобы

ученик ждал новой встречи с учителем?
И возможно ли это?
Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем?

Слайд 5 Урок - гибкая форма организации обучения.
Он

включает разнообразное содержание,
в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения
Урок - гибкая форма организации обучения.  Он включает разнообразное содержание,   в соответствии

Слайд 6


Уроки
Традиционные(стандартные)

Нетрадиционные
(нестандартные)

УрокиТрадиционные(стандартные)Нетрадиционные(нестандартные)

Слайд 7Традиционные уроки
уроки изучения нового материала,
закрепления знаний, умений и навыков,


проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков,
анализа контрольных работ,
обобщения и систематизации выученного,
повторение темы или раздела.
Традиционные уроки уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений

Слайд 8 Нетрадиционный урок-
это « импровизированное учебное

занятие, имеющее нетрадиционную структуру».
Нетрадиционный урок-   это « импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру».

Слайд 9 Нетрадиционные формы обучения предполагают:
• использование коллективных форм работы;
• привитие интереса к

предмету;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
• становление новых отношений между учителем и учениками.


Нетрадиционные формы  обучения предполагают:  • использование коллективных форм работы;• привитие интереса к предмету;• развитие

Слайд 10Цель нетрадиционных уроков:


отработка новых методов, форм, приемов и средств

обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики –
закона об активности обучения.

Цель нетрадиционных уроков:  отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного

Слайд 11Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте

введения ФГОС ООО




общекультурное развитие;
личностное развитие;
развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
формирование умения учиться;
развитие коммуникативной компетентности

Основные задачи  каждого урока, в том числе и нестандартного,  в контексте введения ФГОС ОООобщекультурное развитие;личностное

Слайд 12Признаки нетрадиционного урока
Несет элементы нового, места проведения.
Используется внепрограммный материал
Организуется коллективная

деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования ИКТ.
Выполняются творческие задания.
Проводится самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
Планируется урок заранее.

Признаки нетрадиционного урокаНесет элементы нового, места проведения.Используется внепрограммный материал Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.Привлекаются

Слайд 14Наиболее распространенные типы нестандартных уроков
Уроки «погружения»
Уроки - деловые игры
Уроки - пресс-

конференции
Уроки- соревнования
Уроки КВН
Театрализованные уроки
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки- аукционы
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки- сомнения
Уроки - творческие отсчеты
Уроки- формулы
Уроки- конкурсы
Бинарные уроки


Уроки- обобщения
Уроки- фантазии
Уроки- игры
Уроки- «суды»
Уроки поиска истины
Уроки- лекции «Парадоксы»
Уроки- концерты
Уроки- диалоги
Уроки «Следствие ведут знатоки»
Уроки - ролевые игры
Уроки- конференции
Интегрированные уроки
Уроки семинары
Уроки – «круговая тренировка»
Межпредметные уроки
Уроки- экскурсии
Уроки – игры «Поле чудес».



Наиболее распространенные  типы нестандартных уроковУроки «погружения»Уроки - деловые игрыУроки - пресс- конференцииУроки- соревнованияУроки КВНТеатрализованные урокиКомпьютерные урокиУроки

Слайд 15Классификация уроков нетрадиционной формы Типы уроков и формы

Классификация уроков нетрадиционной формы Типы уроков и формы

Слайд 16Советы  педагогу, готовящему  урок в нетрадиционной форме 
Используйте как можно больше мотивационных 

факторов как на подготовительном этапе, так и во  время проведения урока.
Не допускайте никаких излишеств. Урок должен  быть цельным. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в  урок.
Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание с классом.
Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, четко спланированная  подготовка, продумывание форм и методов его проведения.
Оценивайте не только итоги обучения, воспитания  и развития, но и картину общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом.

Советы  педагогу, готовящему  урок  в нетрадиционной форме  Используйте как можно больше мотивационных  факторов как на подготовительном

Слайд 17НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков
Предполагает самостоятельный поиск средств и

способов решения задач, связанных с реальными ситуациями
Искореняет негативные явления традиционного обучения и самое главное – приносят радость.
Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.



НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОКСпособствует развитию инициативы и коммуникативных навыковПредполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными

Слайд 18НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой

стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.
Для педагога - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОКДля учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя

Слайд 19Участие родителей
Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей

в учебном процессе
Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители.
Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей и детей. Детям могут предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек.
Участие родителейНемаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессеОпыт убеждает в том,

Слайд 20РЕКОМЕНДАЦИИ
Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые.

Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе.

Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль

Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.


.

РЕКОМЕНДАЦИИ   Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые.   Для успешной подготовки урока учитель должен

Слайд 21 РЕКОМЕНДАЦИИ

Но в выборе нестандартных уроков нужна мера.

Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес.
Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
РЕКОМЕНДАЦИИ  Но в выборе нестандартных уроков нужна мера.  Ученики привыкают к необычным способам работы,

Слайд 22 Успех нетрадиционных уроков зависит от отдельных педагогических условий:

-взаимосвязь содержания

нетрадиционных уроков с учебным материалом урока;
-направленность игры на развитие у учащихся интереса к изучаемому материалу;
-формирование у учащихся нравственных качеств
Успех нетрадиционных уроков зависит от отдельных педагогических условий: -взаимосвязь содержания нетрадиционных уроков с учебным материалом урока;

Слайд 23 Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию

стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и

Слайд 24Наиболее важные особенности современного урока:

- создаётся доброжелательная атмосфера;
- формируется высокий уровень

мотивации;
- придаётся большое значение способам учебной работы;
- уделяется специальное внимание развитию у
учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности.
Наиболее важные особенности современного урока:- создаётся доброжелательная атмосфера;- формируется высокий уровень мотивации;- придаётся большое значение способам учебной

Слайд 25ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Учёт особенностей учащихся класса:
уровень класса;
отношение учащихся

к предмету;
темп работы класса;
отношение к разным видам учебной деятельности;
отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
общая дисциплина учащихся.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУУчёт особенностей учащихся класса: уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса;отношение к

Слайд 26Общие правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

1. Определить место урока в теме,

а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2. Просмотреть учебную программу, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.
5. Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какие интересные факты, сообщить ученикам.
8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, наиболее эффективные способы формирования новых ЗУН.
9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока. представив себе урок как целостное явление.
Общие правила, обеспечивающие успешное проведение урока:1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе,

Слайд 27Анкета
1. Если класс не приведен в порядок
 
1)

моя реакция зависит от ситуации
2) я не обращаю на это внимание
3) не могу начать урок

Анкета1.  Если класс не приведен в порядок    1)   моя реакция зависит от

Слайд 282. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает

порядок в
общественном месте
 
1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
 
1) предлагает простор для творчеств
2)Не вмешивается в мою работу
3)Дает четкие указания

2. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте   

Слайд 29 4. Во время урока я придерживаюсь намеченного

плана.   1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда

5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне.
 
предпочитаю выяснить отношения
2) игнорирую этот факт
3) плачу ему той же монетой

4. Во время урока я придерживаюсь   намеченного плана.   

Слайд 306. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять


 
я пытаюсь принять его точку зрения
2) перевожу разговор на другую тему  
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

7.По- моему в школьном коллективе важнее всего
 
работать творчески
2) отсутствие конфликтов
3) трудовая дисциплина

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять   я пытаюсь принять его точку

Слайд 318 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика


нет , это недопустимо 2) затрудняюсь ответить
3) если ученик этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках
 
можно эффективно использовать
2) лучше игнорировать
3) только мешают учебному процессу

10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1) нет 2) когда как 3) не знаю

8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика нет , это недопустимо 2) затрудняюсь

Слайд 32Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом

стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :
побуждение, совет, просьба.
У педагога наблюдается удовлетворенность
своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой ,
способствующий эффективности обучения
Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность

Слайд 33Преобладание 2 варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя

. Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль
деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
Преобладание 2 варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия

Слайд 34Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности
педагога. Учитель

использует свои права , как правило, не считаясь с мнением
детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение.
Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно. Значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права , как правило,

Слайд 35
Проанализируйте свои достижения и ошибки.
Откройте свои потенциальные возможности.
Откажитесь от надежды на

рецептурную методику,
на чужие конспекты, на воспроизведение готовых уроков.
Отнеситесь к процессу подготовки к урокам не как к наказанию, а как к источнику своего профессионального роста, интеллектуальных, духовных и творческих сил.


Творческих Вам успехов!
Проанализируйте свои достижения и ошибки.Откройте свои потенциальные возможности.Откажитесь от надежды на рецептурную методику,   на чужие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть