Слайд 1Народные промыслы
Центральной России.
Гжель.
Работу выполнили: Гайдаш Татьяна, Попеко Лада, Бычковская Настя,
Коляченко Галина 8,10 классов МБОУ «СОШ №33» Энгельсского района
Руководители: Сахно И.В., Смирнова И.В., Трубицина Ю.В.,Соленкова Н.Н.
Слайд 2Гжель - известный русский народный керамический промысел.
«Гжель» - это обширный район, состоящий
из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».
Слайд 3Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем
в народе
Её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
У каждого художника,
Есть свой узор любимый.
И в каждом отражается
Сторонушка родимая.
Её трава шелковая,
Её цветы весенние-
И мастерство волшебное
Достойно восхищения.
Из этих чашек с розами,
Ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный
Сердечнее встречай.
Слайд 4 Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная
и праздничная!
Слайд 5 Зимний белый снег, синева нашего неба и волжских волн роднят жителей
нашей области с гжельской росписью. Наши земляки, украшая города используют этот чудо- мотив.
(роспись производилась кисточкой, вручную)
г. Балаково
г. Энгельс
Слайд 6Приобщение учеников школы № 33, к миру искусств, начинается с примеров
гжельских мастеров.
Слайд 7Освоение художественного опыта
Слайд 8История Гжели
Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты
от 1328 года. Позднее гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
Слайд 9Великий русский ученый М.В.Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о
них столь возвышенные слова : «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственность называют, разве между глинами для фарфору употребляемым, такова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».
Слайд 10С середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок ,
и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Вторая четверть XIX века – период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой глины.
Слайд 11Технология изготовления гжельской керамики
Формовка - производится из керамической массы руками мастера
на токарном станке, либо автоматизированным способом – с применением готовых шаблонов на станках различной конструкции.
Слайд 12Изготовление гжели
Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую
фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.
Слайд 13Фарфоровые изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись фарфора
- выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового изделия.
Слайд 14Секреты орнамента
Самое трудное в гжельской росписи – это «мазок с тенями».
Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких.
К середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.
В целом каждый мазок состоит из различных оттенок синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающему с фоном и как бы растворяющемуся в нем.
Слайд 16
Как отличить настоящие изделия гжельских мастеров от фальшивки.
- Подлинную
гжель делают в четырех деревнях - Трошково, Фенино, Бахтеево и Турыгино.
- Поверхность гжели всегда гладкая и белоснежная с фиолетовым рисунком.
- Слово "Гжель" набрано крупными русскими буквами и обведено в овал.
Слайд 17 - Гжель делают из белых глин, смешанных с кварцевым
песком, и обжигают при температуре свыше 1000 градусов. Поэтому такие изделия не только красивы, но и прочны.
- У подделки, как правило, цвет желтоватый или сероватый, с мелкими черными точечками. Рисунок голубой или синий. Название написано либо мелкими русскими буквами, либо латинскими. Такая посуда очень недолговечна.