Презентация, доклад Художественная керамика. Виды керамики и керамические промыслы

Содержание

Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.КЕРАМИКА фарфорфаянсмайоликагончарная

Слайд 1ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА

Слайд 2 Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например,

глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

КЕРАМИКА

фарфор

фаянс

майолика

гончарная керамика

Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными

Слайд 3Фарфор имеет плотный спёкшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком)

с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издаёт высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора.

Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования.

Фарфор имеет плотный спёкшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %),

Слайд 4Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую

поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами.

Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются

Слайд 5ГЖЕЛЬ
Старинный гончарный промысел, расположенный недалеко от Москвы, самый крупный из всех

художественных промыслов.

Сувенир "Сани". Гжельский фарфор.

ГЖЕЛЬСтаринный гончарный промысел, расположенный недалеко от Москвы, самый крупный из всех художественных промыслов.Сувенир

Слайд 6Гжельские мастера создали нарядную посуду: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным

туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся - не облейся», блюда, тарелки и другие изделия, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

КУМГАН

КВАСНИК

«напейся – не облейся»

Гжельские мастера создали нарядную посуду: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым

Слайд 7СКОПИНО
Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в

г. Скопин Рязанской области. Первое упоминание о Скопинском гончарном промысле встречается в 1640 году. Свой неповторимый стиль искусство скопинских мастеров приобрело к 1860 годам.
СКОПИНО	Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в г. Скопин Рязанской области. Первое упоминание

Слайд 8До середины XIX в. глазури здесь не применялись, а делали обычные

черные (синюшки) и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX - начала XX веков выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки».
До середины XIX в. глазури здесь не применялись, а делали обычные черные (синюшки) и обварные горшки. С

Слайд 9КЕРАМИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ
История русской глиняной игрушки начинается со II тысячелетия до н.э.


КЕРАМИЧЕСКИЕ ИГРУШКИИстория русской глиняной игрушки начинается со II тысячелетия до н.э.

Слайд 10ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит

от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла. Возник в XV—XVI веках.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАРусская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково

Слайд 11Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население

слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины

Слайд 12Русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском

районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла.

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА

Русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло

Слайд 13Это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют

удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.
Это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными

Слайд 14КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Русская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя

Архангельской области.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКАРусская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.

Слайд 15Каргопольская игрушка выглядит достаточно архаично. Тем не менее, она имеет узнаваемый

стиль, типажи и роспись. Сюжеты условно делятся на две категории. Первая – это архаичные типы, например, Берегиня (женцина, держащая в руках голубей), полкан, лошадки и другие животные. Вторая категория – это сюжетная игрушка, вольно демонстрирующая сцены деревенской жизни, а также иллюстрирующая сказочные сюжеты. Это композиции, например, такой тематики: «Мужики на рыбалке», «Девушка за стиркой», «Тройка», «Репка» и так далее.
Каргопольская игрушка выглядит достаточно архаично. Тем не менее, она имеет узнаваемый стиль, типажи и роспись. Сюжеты условно

Слайд 16КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА
Русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село

Кожля, Курчатовского района, Курской области.
КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКАРусская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село Кожля, Курчатовского района, Курской области.

Слайд 17После обжига глина изменяет цвет на бледно-розовый или телесный и, если

Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, то Кожлянскую – нет. Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет “налепов”, то есть отдельно сделанных деталей, прилепленных на игрушку.

Фигурки игрушек разнообразны - это барыни, всадники на конях и множество зверушек. Весной игрушками-свистульками прогоняли зиму и закликали солнышко.
После обжига глина изменяет цвет на бледно-розовый или телесный и, если Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, то

Слайд 18ЖБАННИКОВСКАЯ ИГРУШКА
Русский народный промысел в деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и других

Городецкого района Нижегородской области. Особенность этой игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах.
ЖБАННИКОВСКАЯ ИГРУШКАРусский народный промысел в деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и других Городецкого района Нижегородской области. Особенность этой

Слайд 19Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в

1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушки, помимо традиционных (например, всадники) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке. Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся» с помощью алюминиевого порошка.
Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые

Слайд 20ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне

Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКАРусская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По

Слайд 21Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы,

медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги.
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения

Слайд 22Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным

изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, и т.д.

Медведь с зеркалом

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую

Слайд 23СТАРООСКОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Русский народный художественный промысел в Старооскольском районе Белгородской области. Известен


с начала XVIII века.
СТАРООСКОЛЬСКАЯ ИГРУШКАРусский народный художественный промысел в Старооскольском районе Белгородской области. Известен с начала XVIII века.

Слайд 24Искусствоведы делят эту народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую

относят к довольно редкой посадской. Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет яркости и тщательности отделки, которая присуща городской игрушки, нет и примитивности пластики и грубой раскраски крестьянской игрушки.
Искусствоведы делят эту народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую относят к довольно редкой посадской. Посадская

Слайд 25ТУЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Первое упоминание
о Тульской городской игрушке датируется 1912 годом, но

распространены игрушки были задолго до начала XX века. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта.
ТУЛЬСКАЯ ИГРУШКАПервое упоминание о Тульской городской игрушке датируется 1912 годом, но распространены игрушки были задолго до начала

Слайд 26Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками,

гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица, монахи и монахини. Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы.
Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и

Слайд 27ОРЛОВСКАЯ (ПЛЕШКОВСКАЯ) ИГРУШКА
Русский народный художественный промысел по изготовлению керамических игрушек, возникший

в селе Плешково Ливенского района Орловской области, России. По письменным источникам о промысле известно с XVII века.
ОРЛОВСКАЯ (ПЛЕШКОВСКАЯ) ИГРУШКАРусский народный художественный промысел по изготовлению керамических игрушек, возникший в селе Плешково Ливенского района Орловской

Слайд 28Раскраска обычно выполнялась в синий и красный цвета (зелёный) в виде

свободно расположенных пятен, нанесенных тёртым кирпичом и соком лопуха и конопли. Лепились конь, женщина, солдат, уточка, петушок, курица, корова, баран, олень, птица-русалка с человеческим лицом (алконост или сирин).
Раскраска обычно выполнялась в синий и красный цвета (зелёный) в виде свободно расположенных пятен, нанесенных тёртым кирпичом

Слайд 29СКОПИНСКАЯ ИГРУШКА
В середине — второй половине XIX в. производством замысловатых фигурных

сосудов прославились гончары города Скопина на Рязанщине.
СКОПИНСКАЯ ИГРУШКАВ середине — второй половине XIX в. производством замысловатых фигурных сосудов прославились гончары города Скопина на

Слайд 30Как и посуду, игрушки лепили из светло-коричневой глины и глазуровали. Даже

дефекты, неизбежные в кустарном производстве, мастера обращали на пользу дела. При работе они применяли чаще всего темно-коричневую глазурь с добавлением окиси марганца, ярко-зеленую с окисью меди, густо-желтую с окисью железа и реже синюю кобальтовую. Встречаются такие сюжеты, как всадник, доярка с коровой, птица Скопа и др.
Как и посуду, игрушки лепили из светло-коричневой глины и глазуровали. Даже дефекты, неизбежные в кустарном производстве, мастера

Слайд 31СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ВеликоРуссия.РФ. Русские народные промыслы [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--b1agjajexqjau1m.xn--p1ai/russkie-narodnye-promysly/

Википедия,

Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Картинки Google [Электронный ресурс]. - URL: https://www.google.ru/

Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство: Учеб. Пособие для студентов, обучающихся по специальности 03.11 «Изобразительное искусство и черчение». – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 399 с.

Филимоновская игрушка [Электронный ресурс]. - URL: http://filimonovo-museum.ru/toy/436/445.html

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:ВеликоРуссия.РФ. Русские народные промыслы [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--b1agjajexqjau1m.xn--p1ai/russkie-narodnye-promysly/ Википедия, Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть