Презентация, доклад Головные уборы. История

Содержание

«По Сеньке шапка, по Фоме колпак». Знакома ли вам эта поговорка?

Слайд 1 Как носили головные уборы на Руси?..

И какие они были?
Об этом - в данной теме урока.

Головные уборы


история

Как носили головные уборы на Руси?..     И какие они были?

Слайд 2 «По Сеньке шапка, по Фоме колпак».
Знакома ли вам эта

поговорка?
«По Сеньке шапка,  по Фоме колпак».   Знакома ли вам эта поговорка?

Слайд 3
В старину мужчины в основном носили шапки.

Причём по шапке можно было определить к какому сословию относится человек: чем знатнее род, тем выше шапка.
Отсюда появилась поговорка:
«По Сеньке шапка,
по Фоме колпак».
Самые высокие шапки
были у бояр.

3

В старину мужчины в основном носили шапки. Причём по шапке можно было определить к

Слайд 4Женскому головному убору уделялось особое внимание.
По нему можно было узнать

не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.

4

Женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица,

Слайд 5
Девичий головной убор отличался
от головного убора замужней
женщины, так

же как и прическа.
Девушка могла носить волосы
распущенными или заплетать их
в одну косу.
Замужние крестьянки плели две косы и

укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Отсюда формы головного убора: у женщины - покрывающие волосы, у девушек - оставляющие их открытыми. Непокрытые волосы у девушек считались показателем «чистоты»

Девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа.Девушка могла носить

Слайд 6 Девичьи головные уборы:
повязки, венцы, перевязи, коруны


У каждой девушки и женщины было
несколько головных уборов:
на каждый случай свой.
Их хранили в специальных
отделениях сундуков вместе с
украшениями и передавались по
наследству от матери к дочери и
являлась непременной частью
приданого зажиточной невесты.

Повязки носили невестившиеся девушки.
Это была «девья красота», с которой невеста прощалась на девичнике.

6

Девичьи головные уборы:  повязки, венцы, перевязи, коруны   У каждой девушки и женщины

Слайд 7 Замужним женщинам полагалось прятать волосы. Считалось большим

грехом и позором «засветить» хотя бы прядь волос. Домовой легко мог утащить неосторожную женщину на чердак за непокрытые волосы. А разгневанное божество могло наслать на неё болезнь или неурожай. Отсюда пошло выражение: «опростоволоситься»

7

Замужним женщинам   полагалось прятать волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хотя бы

Слайд 8В женском головном уборе отражалась идея неба. Да и сами головные

уборы имели птичьи названия: «кика» произошло от слова «кичка» - утка; «кокошник» от слова «кокоть» - петух» «сорока» - от названия птицы.

кика

кокошник

сорока

В женском головном уборе отражалась идея неба. Да и сами головные уборы имели птичьи названия: «кика» произошло

Слайд 9


Женщины носили  кокошники
полумесяцем, вышитые на
бархатной или шелковой основе.
Первый раз кокошник
надевали в день свадьбы,
затем носили его по большим
праздникам до рождения первого ребенка.
После этого женщины носили

волосники

и платки.

Слайд 10 стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое

поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды. Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.

Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато:

стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара

Слайд 11 Кичка отличалась разнообразием
и фантазийностью решения.

Только по форме различают кички:
рогатые, копытообразные,
лопатообразные,
котелкообразные,
в виде обруча,
овала, полуовала и т.п.

Кичка отличалась разнообразием   и фантазийностью решения.   Только по форме различают кички:

Слайд 12головной убор — «сорока»
с платком сверху.
Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора,

формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка

Сорока

12

головной убор — «сорока» с платком сверху. Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой

Слайд 13
Платки сначала повязывали поверх головного убора,
а позже стали

надевать самостоятельно.

Носили так же платки и шали, которые изготавливались из различных тканей и имели разные названия:
бумажные,
кисейные
шелковые,
кашемировые,
персидские,
французские,
ковровые,
аглицкие и др. .

Платки, шали

13

Платки сначала повязывали поверх головного убора,   а позже стали надевать самостоятельно. Носили так же платки

Слайд 14В современной жизни старинные головные уборы используются в качестве элемента концертных

костюмов.

14

В современной жизни старинные головные уборы используются в качестве элемента концертных костюмов.14

Слайд 15Сохранился обычай женщинам и девушкам покрывать голову при посещении храма
А также

во время паломничества и крестного хода

15

Сохранился обычай женщинам  и девушкам покрывать голову при посещении храмаА также во время паломничества и крестного

Слайд 16Расшифруй словограмму:









































п


к
и
ч
а
к
к
о
л
п
а
к

ш
а
п
к
а
с
о
р
о
к
а
ш
а
л
ь



о
в
я
з
к
а

к
о
р
у
а

в
о
л
о
с
н
н
и

к
1
2

3
4
5
6
7
8

Расшифруй  словограмму:пкичакколпакшапкасорокашальовязкакоруаволоснник12345678

Слайд 17 «По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка

пришла к нам из глубины столетий.
Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, его головной убор, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и так далее. Но и в наши дни эта поговорка не утратила своей актуальности …
«По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий.

Слайд 18Используемая литература:
1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.,

“Экономика”, 1993

2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985

3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988

4. Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989

5. Журнал «Школа и производство» №1/90

18

Используемая литература:1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”, 19932. Очерки русской культуры 18

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть