Слайд 1
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Межпредметные связи при обучении технологии
Выполнила:
слушательница курсов по программе
«Содержание и методика преподавания технологии»
Сичевая Вера Анатольевна,
МБОУ СОШ № 30 им. Колдунова А.И.
г. Электроугли Ногинского р-на Московской области
Научный руководитель:
к.п.н.,
Нагель Ольга Ивановна
Слайд 2Цель работы –
выявление взаимосвязи между школьными предметами и реализация межпредметных
связей на уроках технологии в основной школе.
Слайд 3Задачи:
проанализировать научную и методическую литературу по теме;
раскрыть понятие «межпредметные связи»;
проанализировать процесс
использования межпредметных связей на уроках технологии;
определить роль и место использования межпредметных связей на уроках технологии;
разработать методические материалы, позволяющие показать значимость использования межпредметных связей на уроках технологии в основной школе.
Слайд 4 Методы исследования:
анализ теоретических источников по теме выпускной аттестационной работы;
наблюдение;
анализ учебной
деятельности.
Практическая значимость исследования
Методические материалы данной работы могут применяться при организации учебно-воспитательного процесса на уроках технологии в основной школе.
Слайд 5Содержание
Введение
Глава 1. Межпредметные связи в образовательном процессе основной школы
1.1. Возникновение и развитие педагогической идеи межпредметных связей
1.2. Понятие, классификация, функции межпредметных связей
1.3. Роль учителя в организации межпредметных связей
Глава 2. Выявление и реализация межпредметных связей на уроках технологии
2.1. Пути и приемы реализации межпредметных связей
2.2. Методика реализации межпредметных связей
2.2.1. Физика и технология
2.2.2 Математика и технология
2.2.3 Геометрия, черчение и технология
2.2.4 Химия, биология и технология
2.2.5 Иностранный язык и технология
2.2.6 ОБЖ и технология
Заключение
Интегрированный урок по технологии и черчению
Список использованной литературы
Слайд 6Определение понятия
В современных условиях возникает необходимость формирования у
учащихся обобщенных знаний и умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие знания и умения, сформированные в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
Слайд 8
Функции межпредметных связей
Методологическая функция
Образовательная функция
Развивающая функция
Воспитывающая функция
Конструктивная функция
Слайд 9 Для успешной реализации межпредметных связей учитель должен:
знать основные
принципы организации учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения;
понимать роль межпредметных связей в системе современного образования и видеть перспективы их развития;
иметь представление о структуре, классификации и особенностях реализации межпредметных связей в учебном процессе;
иметь представление о проблемах межпредметных связей на современном этапе развития системы образования;
знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения;
понимать психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей;
иметь представление о структуре построения и функционирования дидактической системы межпредметных связей;
знать формы, методы и средства реализации межпредметных связей в процессе обучения.
Слайд 12 Использование на уроках технологии различных способов осуществления межпредметных
связей:
включение в изложение учебного материала знаний других дисциплин об общем объекте изучения,
применение наглядных пособий с межпредметным содержанием,
приведение примеров использования учебного материала образовательной области «Технология» при прохождении последующих курсов,
включение в технические задачи конкретных числовых данных из прикладных дисциплин,
использование комплексных заданий для выполнения учащимися самостоятельных работ, вопросов, задач и заданий на обоснование, обобщение, конкретизацию, сравнение, синтез знаний по смежным учебным дисциплинам, на иллюстрацию и интеграцию знаний одних дисциплин при помощи знаний по другим и т.д.
Слайд 13Методика реализации межпредметных связей
на уроках технологии
Важнейшей особенностью уроков технологии является связь с другими предметами – математикой, геометрией, черчением, биологией, иностранным языком, физикой, информатика, ОБЖ и другими. Эти межпредметные связи можно изобразить в виде диаграммы:
Слайд 14Интегрированный урок
по технологии и черчению
Тема:
Геометрические построения, применяемые в технике
лоскутного шитья
Цели урока:
образовательная – способствовать формированию и развитию графической культуры учащихся - освоению правил и приемов выполнения геометрических построений с помощью чертежных инструментов;
развивающая – способствовать:
- овладению учащимися основными способами мыслительной деятельности;
- развитию сенсорной сферы;
- формированию и развитию познавательного интереса к предмету;
- овладению учащимися всеми видами памяти;
- формированию и развитию самостоятельности учащихся.
воспитательная – способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.
Слайд 15Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся - возможные вопросы учителя:
- Тождественны ли термины «квилтинг», «пэчворк», «лоскутное шитье»?
- Из каких геометрических фигур могут быть собраны блоки и изделия, выполненные в технике лоскутного шитья?
- Какие геометрические построения вам известны?
- Можно ли использовать геометрические построения для выполнения шаблонов лоскутной техники?
Слайд 162. Изучение нового материала.
История появления чертежных инструментов,
используемых на уроках геометрии, черчения и технологии
3. Показ компьютерной презентации «Лоскутное шитье».
4. Практическая работа.
А) Построение правильного треугольника, вписанного в окружность.
Б) Построение узоров на основе правильного треугольника
5. Подведение итогов урока
закрепление полученных знаний;
выставление оценок;
уборка рабочих мест;
задание на дом: На основе квадрата со стороной 16 см выполните узор, называемый «насридской костью», в такой последовательности:
внутри квадрата проведите диагонали;
разделите основание квадрата на 4 равные части;
через точки деления проведите вертикальные линии;
вырежьте квадрат;
извлеките полученные трапеции и поместите их над верхней и нижней сторонами квадрата.
Слайд 18Заключение
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на
качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.