Слайд 1Русские умельцы
Разработала
учитель технологии МАОУ СОШ № 29
г. Калининграда
Арчакова О.П.
Слайд 2В Калининградской области, в силу ее геополитического положения, задачи формирования российского
самосознания у подрастающего поколения требуют специального внимания, поэтому учебный курс «Русские умельцы» особенно актуален именно в нашем регионе.
Естественное приобщение калининградских школьников к традициям национальной культуры затруднено в силу территориальной удаленности нашей области от коренной России. А такое приобщение - необходимый элемент патриотического воспитания, важнейший фактор формирования национального менталитета и, как следствие, - гармоничного развития личности ребенка.
Слайд 3Одним из средств компенсации недостаточной связи с национальной средой, по нашему
мнению, является углубленное изучение детьми отечественного искусства, поскольку именно оно является материальным носителем духовных ценностей народа.
Курс «Русские умельцы» обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника, знакомя его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями.
Слайд 4Программа рассчитана на обучения учащихся 5-6 классов. Центральное место в программе
занимает обращенность к корням национальной трудовой и бытовой культуры русского народа.
В соответствии с этим, целью прохождения регионального компонента по технологии «Русские умельцы» является содействие формированию гармонично развитой, нравственно устойчивой, патриотически настроенной личности учащегося на базе традиционных отечественных духовных и культурных ценностей...
Слайд 5Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
формирование нравственных идеалов на
основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей
приобщение школьников к русской народной культуре, основам православия, пониманию идеалов и ценностей русского народа
изучение традиций, обычаев русского народа, истории русского быта, народного костюма, русской кухни
ознакомление с наиболее распространенными видами народных ремесел и промыслов, формирования эстетического чувства, понимания эстетики крестьянского и городского быта русского народа;
формирование национального достоинства, патриотических чувств, уважительного отношения к другим народам
воспитание трудолюбия, уважения к человеческому труду
воспитание милосердия, ответственности и порядочности, человечности.
Слайд 6Особое место в овладении данным курсом отводится практическим занятия, учащиеся обучаются
основам народных ремесел (резьбе и росписи по дереву), технологиям изготовления народной игрушки и т.д.
В ролевых играх и коллективных проектах осваиваются правила русского гостеприимства, обычаи и традиции празднования православных и народных праздников.
На теоретических занятиях учащиеся получают знания по основным темам, затем эти знания закрепляются в практической деятельности.
Слайд 7Своеобразие программы обуславливает и своеобразие деятельности учителя и учеников: это и
проведение ролевых и ситуационных игр, подготовка и защита коллективных и индивидуальных проектов, совместные занятия мальчиков и девочек, проведение во время практических работ разнообразных бесед (о православных традициях устроения семьи, основных чертах русского национального характера, о народных мастерах-хранителях культурных традиций и т.д.), сопровождение занятий народной музыкой, обрядовыми и народными песнями, т.е. - раздолье для творческой фантазии учителя.
Слайд 8Участвуя в играх, обрядах, слушая народные песни, знакомясь с пословицами и
поговорками, дети овладевают кругом художественных образов, системой языка народной культуры, и вместе с тем каждый ребенок поэтапно, незаметно для себя проходит процесс социализации. Решаются сложные проблемы общения, самоутверждения, творческого самовыражения ребенка в подростковой среде. Использование в обучении модели народного праздника, основанного на принципах соучастия, содействия, сотворчества всех возрастных групп (детей, преподавателей, родителей), восстанавливает преемственность поколений, объединяет усилия школы и семьи в процессе воспитания детей.
Слайд 9Основные модули программы
Мальчики
Значение дерева в жизни русского человека
Архитектура русской деревни и
русского города
Резной декор крестьянского жилища
Народная деревянная игрушка
Традиционная роспись по дереву
Девочки
Традиционный народный костюм
Русская тряпичная кукла
Русская вышивка
Особенности русской кухни
Традиции русского гостеприимства
Общие модули
Русь православная
Домашний быт, семейный уклад наших предков
Обычаи, традиции, народные и православные праздники
Слайд 10Включение в содержание программы раздела «Русь православная» обусловлено специфической особенностью русской
культуры: культура России исторически формировалась под воздействием Православия, поэтому ее изучение невозможно без знания основ православной культуры. Раздел «Русь Православная» начинается с ознакомления учащихся с истоками русской культуры. Отражается роль Православия в процессе ее формирования, неотъемлемость христианских традиций от образа народной жизни. На христианских традициях основана вся жизнь русского народа. Яркой иллюстрацией тому являются народные праздники, знакомству с которыми в программе отводится большое место.
Слайд 11Интегрирующей, объединяющей основой программного курса являются народные и православные праздники. Обучение
на основе народных праздников - одна из особенностей методики обучения данной программе. Народный праздник настолько многогранен, что способен выполнять ряд разнообразных задач, как учебно-творческих, так и воспитательных.
Слайд 15Так как носителем народной культуры, прежде всего, является семья, то и
акцент в программе делается на жизнь в русской семье. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Уклад жизни в русской семье основан на православных традициях.
Слайд 17Исстари русский человек свой дом называл «родной», «родимый», как называют дорогого
человека. Дом - кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Об этом подробнее узнают мальчики, знакомясь с архитектурой русских деревень и городов.
Слайд 19Преображенская церковь в селе Кижи 1714
Свято-Никольский морской собор г Санкт-Петербург
Слайд 20Спас-на-крови, г Санкт-петербург
Храм Живоначальной троицы
в Орехово-Борисове
Слайд 21Храм Покрова в Филях под Москвой 1693-1694
Храм святителя Николая Чудотворца
в
г.Павловске
Слайд 22Знакомство учащихся с архитектурными особенностями православных храмов, их символикой, способствует развитию
у детей эстетического чувства, стремлению к прекрасному, пониманию смысла христианских символов.
Слайд 23Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями
и навыками. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д.
Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет в решении этой проблемы. Мы можем узнать как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Опираясь на национальное, народное искусство мы сможем приблизить, а в дальнейшем и передавать традиции из поколения в поколение, оставляя в сознании национальную культуру.
Слайд 30Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями уходящее в далекие
народные традиции, которые питают современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потери связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека. Что же делать в этом случае?
Слайд 31Решение проблемы
Возрождение традиций, промыслов, знакомство детей с основами народного художественного творчества
через познание и овладение приемами росписи, резьбы, вышивки, изготовления сувениров, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка.
Формирование основы целостного восприятия эстетической культуры через развитие исторической памяти, способности развития интереса к национальной культуре.