Слайд 1Мониторинг в воспитательной деятельности классного руководителя
Слайд 2Аналитическая функция:
- изучение индивидуальных особенностей воспитанников;
- выявление специфики и определение динамики развития
классного коллектива;
- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого учащегося;
- изучение и анализ влияния школьной среды и окружающего социума на учащихся класса;
- анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива.
Слайд 3Прогностическая функция:
- прогнозирование индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива;
- прогнозирование результатов
воспитательной деятельности;
- построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом;
- определение ближайших и дальних перспектив жизнедеятельности отдельных учащихся и класса в целом;
- предвидение последствий складывающихся в классном коллективе отношений.
Слайд 4Мониторинг это-
Постоянное и непрерывное наблюдение
Отслеживание, оценка, прогноз состояния объекта
Сбор информации
Постоянное наблюдение
за каким-либо процессом с
целью выявления его соответствия желаемому
результату или первоначальным
предположениям
Слайд 5
.
Процедура работы над мониторингом может быть представлена в виде такой схемы:
1.
Отбор компонентов мониторинга;
2. Выбор совокупности показателей оценивания каждого компонента;
3. Подбор технологий исполнения каждого показателя;
4. Определение объектов, места и времени снятия информации;
Слайд 6Схема мониторинга
5. Определение лиц, в чьи функциональные обязанности входит снятие
и обработка информации;
6. Составление примерного плана анализа информации в учебном заведении;
7. Характер укрупнения или развертывания информации на любом из уровней управления;
8. Принятие управленческих решений.
Слайд 7Сущность мониторинга - ответить на вопросы:
1. О чем ( какие результаты
и цена)?
2. Как собирать ( методы)?
3. Как обрабатывать?
4. Как анализировать?
5. Какую информацию и как хранить?
6. Кого и каким образом информировать?
7. Что делать дальше?
Слайд 8программа мониторинга
(учитываем факторы)
Может изменить: целеполагание, условия труда,
отношения в коллективе, обеспечение
учебными материалами,
САН ПИН, кадровое обеспечение, разнообразие образовательных
программ.
Может изменить при условии:
согласованное целеполагание,
материально-техническое
обеспечение, вовлеченность родителей,
организация досуга
Оказать влияние: жизненные планы, личные
качества, физическая подготовка, состояние здоровья,
способности
Не может оказать влияние:
уровень дохода семьи, социальное
и демографическое положение, половой
состав
Слайд 9Результативность мониторинга
(факторы оказывающие влияние)
Качество инструментария - валидность, надежность, удобство использования, корректность
статистики, стандартизированность, апробированность
Профессионализм и подготовленность людей ( чем ниже профессинализм, тем жестче контроль)
Изменение экспертов в процессе замеров
Слайд 10Цикличность - учет времени года или завершенность циклов
Нарушение в информационных потоках-
нет совпадения в степени информированности участников
Различная мотивация участников -необходимо учитывать отношения в коллективе и корпоративную культуру
Эффект повторного измерения- запоминание вопросов, умение решать, привыкание ( чередование , банк вопросов)
Изменение группы под влиянием окружающих
Слайд 11Групповая фальсификация результатов(договор экспертов)
Изменение группы в процессе исследования
Естественное развитие - (минимально
достаточный промежуток времени)
Социально-территориальные особенности
Слайд 12Результат воспитания,
его качество
Позиция воспитанника как системы его доминирующих ценностно-смысловых отношений
к себе, другим людям, к миру.
Предполагает не только накопление знаний, умений, взглядов и т.п. количественных изменений, а изменение жизненной позиции ребенка, т.е. переход его в новое качество – саморазвитие ребенка, становление его субъектности.
Слайд 13Комплексный предмет мониторинга
Социальный – принятие ценностей среды, формирование чувства сопричастности
Индивидуальный –
самоопределение, становление, самореализация, которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности
Коммуникативный – взаимодействие со средой, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов и убеждений.
Н.М.Борытко
Слайд 14Результативность воспитательной деятельности
Достижение такого качества организации деятельности воспитанников, которое обеспечивает возможность
их ценностно значимых личностных проявлений и обогащение их личного опыта жизненно необходимым воспитанием.
Е.В. Титова
Слайд 15Предметы мониторинга:
Разностороннее личностное проявление ребенка (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности)
Уровень
обогащения личного опыта социально и личностно значимым содержанием
Продуктивность деятельности ребенка, выражаемая в соответствующих предметно-практических достижениях.
Е.В. Титова
Слайд 16Результативность воспитательной деятельности
Параметры воспитанности:
1. Общечеловеческие ценности
2. Интеллигентность
3. Креативность
4. Адаптивность
5. Чувство собственного
достоинства
6. Самость
Л.И. Новикова, И.Д. Демакова
Слайд 17
Подход научной школы
Л.И. Новиковой, В.А.Караковского, Н.Л.Селивановой
П.Степанов, Д.Григорьев, И.Кулешова
Воспитание – это
управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий
Слайд 18Предметы мониторинга:
1. Личность воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания.
Диагностика личностного
роста школьников
- Отношение к миру
(Семья, Отечество, Земля, Мир, Труд, Культура, Знания)
- Отношение к другим людям
- Отношение к самому себе
Методика индивидуального диагностического собеседования (тестовые ситуации)
Слайд 192. Детский коллектив как условие развития личности школьника
Уровень развития детского коллектива
Уровень
межличностных отношений в детском коллективе
Слайд 203. Организационные условий, обеспечивающие эффективность процесса воспитания
Экспертный анализ и оценка организационных
условий процесса воспитания
Слайд 21
Предметы педагогического мониторинга
Мониторинг организации воспитательного процесса
Мониторинг развития уровня воспитанности коллектива и
личности учащихся
Мониторинг развития субъектов воспитательного процесса
Л.И. Маленкова
Слайд 22Предмет мониторинга: сформированность индивидуальности ребенка и эффективности влияния процесса воспитания на
ее развитие
Отношение ребенка к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры
Задатки и способности
Социально-культурный опыт индивидуума
Нравственная направленность
Творческая активность
Е.Н. Степанов
Слайд 23План-программа педагогического мониторинга в классе
1. Содержание педагогического мониторинга
(Что изучаем?)
- цель
воспитания
- критерии и показатели
2. Методы педагогического мониторинга: диагностические методики и методы
(Как изучаем?)
Слайд 24
3. Сроки проведения мониторинговых актов
(Когда изучаем?)
4. Кто осуществляет педагогический мониторинг
- Кто проводит
- Кто участвует
5. Формы фиксации полученных данных (словесная, шифр, график, диаграмма)