Слайд 2
Качество – это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять
текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.
Потребность – это нужда (чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком) в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом.
Слайд 3Классификация потребностей:
По назначению:
Физиологические потребности (еда, жилье)
Потребности в социально-культурных средствах жизни человека
(образование, культура, досуг)
Потребности в средствах деятельности (предмет для производства товаров)
Потребности в удовлетворении социально-престижных благ (туристические услуги, предметы роскоши)
По степени удовлетворения:
Полностью удовлетворенные
Не полностью удовлетворенные
Неудовлетворенные
Слайд 4По виду удовлетворения:
Потребности общественного характера
Индивидуальные
Знание общественных потребностей – залог успеха любого
предприятия. Любой товар, появившийся на рынке, должен удовлетворять определенные потребности, которые к моменту его появления сформировались или сформируются у потенциальных покупателей.
Знание общественных потребностей позволяет сформировать требования, предъявляемые к товару
Слайд 5Требования к качеству
Требования к качеству - это выражение определенных потребностей или
их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам товара, чтобы дать возможность их реализации и проверки.
Требования к качеству устанавливаются на этапах:
Проектирования и разработки
Материально-технического снабжения
Разработки и организации производства
Контроля
Хранения и реализации
Слайд 6Свойства и показатели качества
Свойство – объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся
при ее создании, оценке, хранении и потреблении.
Простое свойство – характеризуется одной особенность (количество дверей на шкафе)
Сложное свойство – комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности (пищевая ценность продуктов питания)
Слайд 7Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции или товара
Показатель
имеет наименование (качественная характеристика товара0 и значение (результат количественного измерения)
Показатели качества делятся:
1. В зависимости от характеризуемых свойств:
Единичные
Комплексные
2. По назначению:
Базовые показатели
Определяющие показатели
Слайд 8Показателям присущи определенные значения, которые делятся на следующие виды:
Оптимальное значение показателя
Действительное
значение показателя
Регламентированное значение показателя
Предельное значение:
Минимальное предельное значение
Максимальное предельное значение
Диапазонные предельные значения
Допускаемые отклонения
Относительное значение показателя:
Уровень качества товаров
Технический уровень качества
Слайд 9Качество товаров – совокупность свойств и показателей
Свойства характеризующие качество товаров подразделяются
на два класса:
Потребительские
Технологические
Слайд 10Номенклатура потребительских свойств и показателей товаров
- Это перечень потребительских свойств,
разделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценки качества товаров.
При разработке и выборе номенклатуры потребительских свойств за основу принимают типовую номенклатуру, которая одинакова для определенных групп и видов товаров.
Структура потребительских свойств представляет собой комплексные и единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации
Слайд 11Цели выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров:
Проведение комплексной оценки
качества товаров, определение их конкурентоспособности;
Включение перечня потребительских свойств в нормативно-технические документы на продукцию (стандарты, регламенты);
Комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство;
Определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров;
Определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции;
Установление перечня потребительских свойств и показателей качества при организации товарного обращения, для специализации и кооперирования производства.
Слайд 12Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна отвечать следующим требованиям:
Учитывать цели
и условия эксплуатации или потребления товара;
Отражать современные достижения науки, техники и технологии, а также изменения в структуре спроса и потребностей населения;
Способствовать всестороннему учету требований потребителей для повышения качества товаров, их эффективного сбыта и потребления (эксплуатации).
Слайд 13Потребительские свойства подразделяются на группы:
Назначения
Надежности
Эргономические
Эстетические
Экологические
Безопасности
Слайд 14Назначение
Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а
также потребности в их систематизации.
В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы:
Функциональные
Социальные
Классификационные
Универсальные
Слайд 15Надежность
Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения
и/или потребления в течении заранее оговоренных сроков.
В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы:
Долговечность – срок эксплуатации, ресурс
Безотказность
Ремонтопригодность - парамет
Сохраняемость
Слайд 16Эргономические свойства
Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее
полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.
Эргономика – наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления.
Слайд 17Эстетические свойства
Эстетические свойства – способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы
общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.
Показателями эстетических свойств могут служить:
Внешний вид
Целостность
Дизайн
Мода, стиль
Информационная выразительность
Совершенство производственного исполнения
Слайд 18Экологические свойства
Экологические свойства – способность товаров не оказывать вредного воздействия на
окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.
Слайд 19Безопасность
Безопасность – состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен
допустимым уровнем.
В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают следующие ее виды:
Химическая
Радиационная
Механическая
Электрическая
Магнитная
Электромагнитная
Термическая
Санитарно-гигиеническая
Противопожарная
Слайд 20Оценка качества
Оценка качества товара является установлением соответствия товара общественным потребностям.
Контроль качества
представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного товара требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, а также требованиям, определенным в договоре поставки.
Оценка качества – это более широкое понятие, чем контроль качества, учитывают большее число показателей качества.
Оценка уровня качества – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества, определение значений и сопоставление их с базовыми.
Слайд 21Градации качества
Градация, класс, сорт – категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим
то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству.
В зависимости от градации товары делятся на:
Стандартные
Нестандартные
Брак
Слайд 22В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по
назначению могут быть подразделены на три класса:
Первый класс
Второй класс
Третий класс
Для оценки качества продовольственных товаров применяют градацию качества по сортам.
Слайд 23
Группы сложности – градации, отличающиеся по техническому уровню показателей качества. Эти
градации присущи бытовой радиоаппаратуре.
Группы качества применяются для характеристики туалетного мыла и духов в зависимости от рецептуры, которая обуславливает различные свойства.
Марки, номера – градации качества товара, отличающиеся значениями одного или нескольких определяющих показателей.
Слайд 24Дефекты товаров
Дефект – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а
также требования, относящегося к безопасности.
Дефекты подразделяют по нескольким признакам:
По степени значимости – критические, значительные и малозначительные
Слайд 25
В зависимости от наличия методов и средств обнаружения – явные и
скрытые
В зависимости от наличия методов и средств устранения – устранимые и неустранимые
В зависимости от места возникновения – технологические, предреализационные и послереализационные