Слайд 3 вытканный вручную ковёр-картина (шпалера). В строгом смысле - изделие действующей поныне
парижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен-Марсель в 1662 как королевская; включила ряд частных шпалерных заведений, в том числе мастерскую фламандских ткачей М. Команса и Ф. Планша, основана в 1697). Её главным зданием стала мастерская известных с XV в. красильщиков Гобеленов (Gobelins), имя которых утвердилось за мануфактурой и её изделиями. Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шёлковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой Ш. Лебрена, а в XVIII в. - Ф. Буше, Ж. Б. Удри и др.
Слайд 4Гобелены ткались на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, т. е.
по отдельным участкам, которые затем сшивались тонкой шёлковой нитью. Характерная особенность гобелена - рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями утка. Высокие художественные достоинства гобеленов XVII-XVIII вв. (с историческими, мифическими, религиозными и литературными сюжетами) сделали их настолько популярными, что гобеленами стали называть вначале подражавшие им шпалеры, а в XIX в. вообще шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения.
Слайд 5В XIX в. художественный уровень гобеленов резко снизился. В конце 1930
- начале 40-х гг. искусство гобеленов возродилось на новой художественной основе в мастерских Обюссона. Ж. Люрса и ткач Ф. Табар стали ткать гобелены, исходя из принципов композиции, особенностей материала и техники стенного ковра, используя более толстые нити и сократив количество цветов до 40 (вместо нескольких тысяч). Картоны для гобеленов в первой половине XX в. создавали А. Матисс, Ф. Леже, Ле Корбюзье, Ж. Пикар-Леду и др. Бурный расцвет искусство гобеленов переживает с первой половины 1960-х гг. в связи с поисками новой пластической выразительности, проявившимися в разработках рельефно-фактурных эффектов ткани. Распространяется более свободная (в отличие от классического) система переплетения, обнажающая основу и саму структуру ткани; вводится ажур, аппликация, коллаж; наряду с традиционными ткацкими материалами применяется синтетическое сырьё, металлические нити, шнур, кожа. Отличаясь разнообразием фактур, тональным богатством цвета, гобелен наряду с активной декоративной функцией решает и сложные идейно-образные задачи (работы советских мастеров Н. З. Еремеевой, Э. В. Вигнере, Г. Л. Кандарели).