Слайд 1
Актуальность проекта
Формирование
познавательных интересов
ЦВСНП
ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Педагог Сучилова Людмила Николаевна
Слайд 2
Актуальность
На современном этапе реформирования системы образования по
прежнему остается актуальной проблема формирования познавательных интересов . Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Дополнительное образование всегда считало своей важнейшей задачей развитие познавательной сферы обучающихся, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям.
Однако, на практике при традиционном способе обучения педагог часто ставит обучающегося в положение объекта передаваемой ему извне информации, тем самым задерживает развитие познавательной активности обучающихся, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении.
К проблеме развития познавательного интереса всегда было повышенное внимание со стороны выдающихся педагогов. Вот что говорили по этому поводу некоторые из них.
Слайд 3
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью
Л. Н. Толстой
Слайд 4
«Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения, убивает
в ученике охоту
к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить»
К.Д. Ушинский
Слайд 5
«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно,
безделье месяцы и годы. Это развращает»
В.А. Сухомлинский
Слайд 6
Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из педагогической литературы
и личных наблюдений я знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса
Возникают вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для обучающихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась к изучению научно-методической литературы, посвященной проблеме формирования познавательного интереса.
Слайд 7
Первоначально я поставила задачу:
выявить содержательную сущность
понятия «познавательный интерес»
Выяснялось, что проблема формирования мотивации и познавательного интереса в обучении достаточно полно разработана в психолого-педагогических и методических исследованиях (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Н.Ф.Добрынин, И.Я.Ланина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, С.Л.Рубинштейн М.Н.Скаткин, Л.С.Славина, Г.И.Щукина и др.).
Исследования показывают, что:
Познавательный интерес это отличительное свойство человека познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
Слайд 8
3.Познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания,
к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
4.Познавательный интерес носит интеллектуальный, поисковый характер.
5.Познавательный интерес - это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального.
6. Познавательный интерес побуждает самостоятельность в учении и положительно влияет на эффективность обучения
7. Исследователями установлено, что основным источником познавательного интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности на основе личностного отношения к объекту познания
Слайд 9
Вторая задача была связана с выяснением вопроса о потенциальных возможностях декоративно—прикладного
творчества в формировании познавательных интересов обучающихся?
В поисках ответа на этот вопрос я использовала различные источники: высказывания великих художников, писателей, выводы научных исследований в области философии, культурологии, педагогики, психологии.
Слайд 10
Возрастные особенности подростков
Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания,
чем младший и старший возрасты. Это касается всех сфер деятельности детей данного возраста
Психолог А. Г. Ковалев справедливо отмечает, что здесь речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, в частности с педагогом. Каждый возраст требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным и пригодным, становится не приемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны. Педагогу приходится отказаться от многих привычных форм обучения и найти какие-то новые методы и приемы привлечения к занятиям.
Как ни парадоксально, но именно эти возрастные «минусы» могут при определенных условиях оказаться «плюсами» применительно к занятиям по декоративно-прикладному творчеству т.к. этот вид творческой деятельности предоставляет возможность для самоутверждения, самовыражения, самореализации, творчества, что в полной мере соответствует основным потребностям данного возраста.
Слайд 11
.
Социальная среда, несомненно, влияет на становление личности. Подростки, помещенные в ЦВСНП,
в большинстве случаев воспитываются в семьях с низким социальным статусом.
Из 120 несовершеннолетних:
- 54,2% проживают в неполных семьях (65 человек);
- 10,8% остались без попечения родителей (13 человек).
Основными причинами совершения подростками, доставленными в ЦВСНП, правонарушений и общественно-опасных деяний являются:
- неблагополучная обстановка в семье – 33,3%;
- нетрудоспособность родителей – 45,5%;
- злоупотребление родителями спиртными напитками – 14,7%;
- крайне сложное материальное положение – 39,2 %;
- невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и обучению детей – 35,7 %;
- слабый контроль за поведением – 83,2 %.
Слайд 12
39,2 % направленных в ЦВСНП достигли возраста 7-13 лет (47 человек)
Слайд 13
За 2014 год в ЦВСНП было доставлено 120 несовершеннолетних.
48,3%
подростков за совершение административных правонарушений (58 человек),
46,7% – за совершение общественно-опасных деяний (56 человек),
5% – направляемые в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (6 человек).
39,2 % направленных в ЦВСНП достигли возраста 7-13 лет (47 человек);
10 % – 14 лет (12 человек);
50,8 % – 15-17 лет (61 человек).
Количество несовершеннолетних женского пола от общего числа подростков составило 27,5 % (33 человека).
19,2% подростков не учатся и не работают (23 человека),
13,3% совершили самовольный уход из дома по тем или иным причинам (16 человек),
4,2 % находились в розыске (5 человек).
Слайд 15
Мотив учебной деятельности как интегральный
критерий познавательного интереса
Слайд 16
Занятия с несовершеннолетними по декоративно-прикладному творчеству