Слайд 114 урок. Профессия и карьера
11 класс
Слайд 2План урока:
1. Этапы профессиональной деятельности
2. Профессиональная карьера
3. Практическая работа
Слайд 3«Всякая профессия есть заговор против непосвященного»
Джордж Бернард Шоу
Слайд 4В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даны
следующие понятия: профессионал – человек, который занимается чем-нибудь профессионально (в отличие от любителя), настоящий профессионал – человек, который работает высоко профессионально, профессионализм – хорошее владение своей профессией, профессиональный – занимающийся чем-нибудь как профессией, а также являющийся профессией.
Профессионал полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности, профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.
Слайд 5Выделяет следующие стадии профессионального становления личности:
- возникновение и формирование профессиональных
намерений;
- профессиональное обучение;
- активное освоение профессии и нахождение себя в производственном коллективе;
- полная реализация личности в профессиональном труде.
Слайд 6Выделяют пять уровней, которые включают в себя этапы становления профессионала.
1. Допрофессионализм
включает этап первичного ознакомления с профессией.
2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.
3. Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.
4. Непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.
5. Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.
Слайд 7Важнейшей особенностью профессионала является способность использовать, применять свои знания, умения и
навыки, а также обобщенные способы выполнения действий или компетенциями.
Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. В середине 1990-х гг. это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.
Компетенция рассматривается как общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.
Слайд 8Под профессиональной компетентностью понимается глубокое знание дела и свободное владение содержанием
профессионального труда, а также осознание соответствия этого труда своим возможностям. Таким образом, профессиональная компетентность включает профессиональную обученность, умелость и воспитанность, адекватную самооценку. Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них — уровень теоретической и практической подготовки, а также технологической культуры, достигнутый в том числе и в годы школьного обучения.
Слайд 9Приведем пять ключевых компетенций, которым придается особое значение в профессиональном образовании
стран Европейского сообщества:
• социальная компетенция – способность брать на себя ответственность, совместно с другими людьми вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
• коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;
• социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
• когнитивная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
• специальная компетенция – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов собственного труда (Э.Ф. Зеер).
Слайд 10Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму
его профессиональной деятельности.
Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).
Слайд 11Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но
и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.
Слайд 13В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:
предварительный этап —
человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;
подготовительный этап — человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;
этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;
этап профессионализации — этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы — только подготовка к нему; о этап уменьшения активности — снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.
Слайд 14Ступень профессионального становления личности — профессиональное мастерство — это высший уровень
овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством
есть одновременно и процесс
формирования личности человека,
его интересов, нравственных
ценностей и идеалов.
Слайд 15Профессиональное мастерство обусловлено следующими личностными качествами:
Ø профессиональные знания и умения, обеспечивающие
успешное выполнение сложной трудовой деятельности;
Ø высокий уровень общей и технологической культуры;
Ø профессиональная мобильность;
Ø профессиональная самостоятельность;
Ø стремление к самосовершенствованию;
Ø творческий подход к работе.
Слайд 16Восхождение к мастерству — процесс сложный и длительный. Немало времени и
сил потребуется человеку, чтобы достичь вершин в профессиональной деятельности. Но, к сожалению, есть люди, которые «довольствуются малым», просто выполняют свои функциональные обязанности, не стремясь достичь высоких профессиональных результатов.
Причины тому могут быть разные. Среди них — неудачное профессиональное самоопределение, недостаток профессиональных знаний и умений (низкий уровень компетентности) и др. Необходимо помнить, что потенциальные возможности человека велики и каждый может стать мастером своего дела.
Слайд 17Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность
отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.
Слайд 18Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой
специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.
Слайд 19Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если
для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа
вызывает чувство
удовлетворенности.
Слайд 20«То, что должно вознестись на самый верх, начинается в самом низу»
Гораций
Слайд 212. Профессиональная карьера
Французское слово карьера вошло в русский язык в 30—40
годы XIX века как конкурент слова поприще — быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия.
Слайд 22Профессиональная карьера — это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.
Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным становлением и мастерством. Напомним, что в содержание профессиональной карьеры включается более высокая (адекватная) оплата труда, подразумевающая улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, общественная оценка трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Слайд 23В понятие «карьера» входит как должностной рост — продвижение по служебной
лестнице, так и рост профессионального мастерства. Следует помнить, что если есть мастерство, то должность приложится. Для карьеры важно бывает не только добиться определенной должности, но и удержать ее. Профессиональное самоопределение,
осознанный выбор профессии и
профессиональная подготовка
являются первым этапом
профессиональной карьеры.
Слайд 24Несомненно влияние на профессиональную карьеру такого качества, как призвание. Труд по
призванию помимо внешних достижений дает и внутреннее чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности.
Интересные мысли о призвании высказал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский: «Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти свое призвание, утвердиться в нем — это источник счастья. Человек — господин своего призвания. Призванием становится интерес, помноженный на труд. Человек — творец своего призвания».
Слайд 26Благодаря единству предметного сознания и профессионального самосознания возникает призвание. Влияние призвания
на профессиональную карьеру выражается в следующем:
Ø человек показывает высокие результаты труда;
Ø быстро растет профессиональное мастерство, человек становится мастером своего дела;
Ø соответственно он получает большую оплату своего труда, другие социальные льготы;
Ø у человека возникает чувство удовлетворения результатом своего труда и самоуважение.
Слайд 27Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов: личностных, служебно-производственных, социально-экономических. Эту
зависимость можно представить графически.
Слайд 28Но прежде всего в профессиональной карьере нужно опираться на свои способности
и возможности. Например, карьера предпринимателя возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело.
Слайд 29При планировании карьеры следует учитывать также и социально-экономические факторы. План профессиональной
карьеры должен учитывать следующие вопросы:
Ø смысл и цель жизни;
Ø планируемая профессия (основной и запасные варианты);
Ø предполагаемое образование (содержание и уровень);
Ø профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
Ø предполагаемые должность, пост;
Ø желаемый размер оплаты;
Ø место проживания, жилищные условия.
Со временем план профессиональной карьеры будет уточняться и конкретизироваться.
Слайд 303. Практическая работа:
Составьте план своей будущей профессиональной карьеры.
1.Написать на листе бумаги
фамилию, затем профессию, о которой пойдет речь в работе.
2. Назвать все возможные векторы карьеры в данной профессии.
3. Выбрать предпочтительный.
4. Определить его положительное влияние для себя. Что приобретаете?
5. Определить отрицательное влияние (чего лишаетесь).
6. Определить противоречие.
7. Определить проблему, которую предстоит разрешить.