Слайд 1Здоровьесберегающий подход в свете требований ФГОС
Слайд 2Федеральные документы системы образования
К важнейшим документам системы образования федерального уровня, регламентирующим
здоровьесберегающую деятельность образовательных организаций, относятся:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Подписан Президентом РФ 30 декабря 2012 года, вступил в силу с 01 сентября 2013 года;
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 -2020 годы. Утверждена Правительством РФ 27 ноября 2012 года, новая редакция вышла 15 мая 2013 года;
Приказы Министерства образования. К сфере сохранения здоровья обучающихся, в первую очередь, относится Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Федеральные государственные образовательные стандарты- для всех уровней образования.
Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любой школы во все времена. Однако результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения. В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы.
Слайд 4
Здоровьесберегающая образовательная технология - качественная характеристика любой образовательной
технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья, совокупность принципов, методов работы, которые дополняют задачами здоровьесбережения традиционные технологии обучения, воспитания, развития.
Слайд 5Существует огромное количество разработок здоровьесберегающих образовательных технологий:
-медико-гигиенические;
- физкультурно-оздоровительные;
- экологические;
- технологии ОБЖ;
-образовательные
( организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно- воспитательные)
Слайд 6Медико-гигиенические технологии, или технологии обеспечения здоровьесберегающих условий образовательного процесса, имеют целью
выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентируемых СанПиН и другими нормативными документами Роспотребнадзора и Министерства здравоохраниния( гигиенически-обоснованная организация пространства образовательной организации, гигиенически-обоснованная организация хроноструктуры образовательного процесса, рациональная организация питания учащихся и педагогов, организация возможностей для занятий физической культурой и спортом, рациональная организация досуговой деятельности и т.д.)
Слайд 7
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на оздоровление и физическое развитие учащихся, формирование у
них физической культуры в широком понимании этого термина и могут реализовываться в урочной и внеурочной формах.
Так в соответствии с требованиями ФГОС ,образовательную программу разрабатывает сама образовательная организация, в том числе в той части, которая касается содержания предмета « физическое воспитание». Педагог может выбрать свою программу и свою линию учебных пособий. К урочным формам физкультурно-оздоровительных технологий также можно отнести разделение учащихся на физкультурные группы в зависимости от их группы здоровья- там, где есть такая возможность.
Слайд 8 Новой урочной формой стала проектная деятельность учащихся:
- познавательной
направленности ( изучение влияния физической активности на разные показатели организма);
- предметно-практического содержания (например, планирование и выполнение занятий по коррекции осанки)
Внеурочные формы условно можно разделить на работу со спортивно одаренными детьми (занятия в секциях, соревновательная деятельность) и оздоровительную работу со всеми, включая освобожденных и отлынивающих. Это организация спортивных праздников, Дней Здоровья, участие в городских акциях, с привлечением родителей. Еще одним направлением сохранения здоровья обучающихся с использованием физкультурно-оздоровительных технологий должно стать возрождение комплекса ГТО.
Слайд 9Экологические технологии направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и
деятельности людей, гармоничных отношений с природой. Эти технологии также могут быть реализованы как в урочной ( в рамках уроков природоведения, естествознания, биологии, ОБЖ, в проектной деятельности учащихся в области экологии), так и во внеурочной форме: организация экскурсионно-туристической работы, краеведческая работа в плане изучения экологического состояния района проживания и т.д.)
Слайд 10Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности рассматривают сохранение здоровья как частный случай выполнения
главной задачи – сохранения жизни. Поэтому требования и рекомендации специалистов по безопасности подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесбережения участников образовательного процесса: в содержание курса ОБЖ и в организацию безусловной безопасности нахождения учащихся в образовательной организации, организацию транспортных услуг, организацию питания, профилактику травматизма и несчастных случаев.
Слайд 11Собственно образовательные здоровьесберегающие технологии подразделяются на подгруппы.
Психолого-педагогические технологии имеют отношение к
организации образовательного процесса на уроках, а также к психолого-педагогическому сопровождению всех элементов образовательного процесса. В их основе лежат требования возрастной физиологии и гигиены детей. В начальной школе обязательным элементом является включение в структуру урока физкультпауз и физкультминуток.
В основной школе достаточно структурирования урока на три части
Учебно-воспитательные технологии направлены на обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни, на формирование у них культуры здоровья. Это могут быть отдельные темы различных школьных предметов (особенно биологии, ОБЖ, физкультуры), А также отдельные (элективные) курсы по здоровому образу жизни: «Культура здоровья», «Роль физической культуры в сохранении здоровья и активного долголетия». Либо мероприятия в рамках классных часов или на общешкольном уровне.
Слайд 12Организационные технологии направлены на создание здоровьесберегающей образовательной среды, определяют структуру учебного
процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других состояний и являются, собственно, технологиями «школы здоровья». По сути, организационные технологии являются разновидностью медико-гигиенических технологий, т.к. в основном сводятся к выполнению требований СанПиН.