Спортивный менеджмент –
это теория и практика эф-фективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях
Переверзин И.И., 1998 г.
прогнозирование результатов,
моделирование параметров соревновательной дея-тельности (уровня подготовленности и развития функциональных систем организма),
программирование тренировочного процесса,
комплексный контроль за уровнем подготовленности,
внесение коррекций в систему подготовки
Менеджмент как наука
ТЕЗИС 2 – основоположником научной организации тру-даТЕЗИС 2 – основоположником научной организации тру-да и менеджмента является американский инженер Фре-дерик Уинслоу Тейлор (1856 (1856 — 1915)
ТЕЗИС 3 – основные усилия менеджмента как науки нап-равлены на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выяв-ление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным
ПРЕДМЕТ МЕНЕДЖМЕНТА В ФКиС
Менеджмент как наука
Продолжение
ТЕЗИС 2 – персонал таких физкультурно-спортивных ор-ганизаций представляет собой наиболее важный фактор эффективности их деятельности
В этой связи, их менеджмент должен быть направлен на:
– систематическое пополнение научных знаний;
– постоянное развитие личностных качеств менеджера, его способностей применять полученные знания в нестан-дартных ситуациях практической деятельности
ТЕЗИС 2 – менеджмент как процесс - это выполнение определенной функции управления, во взаимосвязи с другими
ПРЕДМЕТ МЕНЕДЖМЕНТА В ФКиС
ТЕЗИС 2 – менеджмент как специфический вид деятель-ности реализуется посредством выполнения ряда управ-ленческих действий (функций управления)
Менеджмент как функция труда работников физкуль-турно-спортивных организаций
ТЕЗИС 1 – эта функция менеджмента осуществляется на основе анализа должностных обязанностей тарифно-квалификационных характеристик должностей руково-дителей и специалистов ФКиС, официально фиксирующая разделение труда
Выполнение отдельных функций менеджмента характерно для работников ФКиС, занятых в образовательных органи-зациях, что зафиксировано в тарифно-квалификационных характеристиках их должностей
Независимо от того, выполняют работники физкультурно-спортивных организаций отдельные функции менеджмен-та, им приходится в процессе профессиональной деятель-ности исполнять разнообразные роли менеджера
Например: учителю ФК (руководителю физического вос-питания образовательной организации, тренеру-преподава-телю образовательной организации и т.п.) могут быть де-легированы полномочия участия от имени образователь-ной организации в совещании или в работе профильной комиссии и т.д.
Наряду с этим, роль номинального начальника может ис-полняться в случаях проведения внутри организации раз-личных традиционных церемониалов и т.п.
Например: руководитель физического воспитания образо-вательной организации осуществляет руководство работой педагогов по физической культуре
Руководящая роль учителя ФК (как лидера и образца для подражания) заключается в том, чтобы способствовать со-циализации личности обучающихся путём формирования их личной физической культуры
Например:
учитель ФК должен осуществлять связь:
– с родителями обучающихся по вопросам, касающимся состояния здоровья детей
– с тренерами ДЮСШ по разным видам спорта по вопро-сам, касающимся регулярности посещений и успешности (или неуспешности) занятий детей и т.д.
ПРЕДМЕТ МЕНЕДЖМЕНТА В ФКиС
Менеджмент как функция труда работников физкуль-турно-спортивных организаций
Продолжение
Реализуя роль предпринимателя, менеджер изыскивает возможности повышения эффективности деятельности ор-ганизации внутри ее или за ее пределами, разрабатывает инновационные проекты и т.п
Например: тренер-преподаватель ДЮСШ по тому или ино-му виду спорта должен использовать в своей работе наибо-лее эффективные методы спортивной подготовки воспита-ников в достижении поставленной цели
Например: учитель ФК образовательной организации дол-жен обеспечивать соответствующий требованиям дейст-вующего ФГОС уровень подготовки обучающихся и нести ответственность за их реализацию, обеспечивая охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса
Например: учитель ФК образовательной организации дол-жен систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в работе учебно-методических семинаров разного уровня по профильным темам, активно участвовать в работе методических объединений района, города, и других формах учебной и научно-методической работы и т. п
Например: учитель ФК образовательной организации дол-жен осуществлять просветительскую работу среди педаго-гического коллектива и родительской общественности са-мостоятельно или с привлечением соответствующих спе-циалистов по профильным темам, касающимся проблем здоровьеформирования обучающихся в условиях образова-тельного процесса, как в учебное, так и во вне учебное время и т. п.
Например: учитель ФК образовательной организации дол-жен составлять и представлять в вышестоящие органы уп-равления образования отчеты по установленным формам;
– тренер-преподаватель ДЮСШ должен вести системати-ческий учёт, анализ, обобщение результатов своей работы, которые могут быть представлены родителям, занимаю-щихся в данной спортивной секции, детей
Например: учитель ФК образовательной организации дол-жен планировать ассигнования в бюджете образовательной организации на приобретение спортивного имущества для организации и проведения, как учебных занятий по ФК, так и вне учебных мероприятий: спортивная атрибутика (грамоты, дипломы, кубки, сувениры, призы и т.д.)
Например: учитель ФК образовательной организации в це-лях недопущения конфликтных ситуаций несет ответст-венность за жизнь и здоровье детей в период учебных за-нятий и вне учебных мероприятий, обеспечивая как пол-ную безопасность обучающихся, так и постоянный конт-роль за соблюдением санитарно-гигиенических норм
Планирование – деятельность менеджера по созданию условий для целенаправленного, динамичного и пропор-ционального развития объекта менеджмента ФКиС путем разработки различных планов
Контроль – деятельность менеджера, включающая наблю-дение за течением процессов в объекте менеджмента, срав-нение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их мес-та, времени, причины и характера
Таким образом, основные функции менеджмента в облас-ти ФКиС тесно взаимосвязаны между собой, составляя единый процесс, характеризующий механизм управленчес-кого воздействия
ТЕЗИС 2 – менеджеры должны быть профессионально подготовленными не только в области управления, но и компетентно разбираться в специфике предоставляемых отраслью «ФКиС» услуг
Менеджмент как аппарат
ТЕЗИС 1 – менеджмент рассматривается как аппарат уп-равления (орган) физкультурно-спортивной организации, где важным является:
– структурный состав аппарата;
– характер связей между звеньями и элементами структу-ры управления;
– Директор;
– Старший тренер-преподаватель;
– Старший инструктор-методист;
– Спортсмен-инструктор
– система наиболее общих представлений о физкультурно-спортивных организациях;
– система «внутрифирменного» управления;
– система новой «управленческой философии»
РЕЗЮМЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ
– целостность;
– делимость (надсистема; подсистема);
Модель системы менеджмента может быть представлена в виде взаимодействия двух элементов:
– объект управления – управляемая часть системы, (или подсистема), воспринимающая управленческое воздействие
– субъект управления – управляющая часть системы, (или надсистема), оказывающая управленческое воздействие
МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА
ЦЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА в ФКиС –
ЗАДАЧИ –
– строительство (на долевой основе) физкультурно-оздо-ровительных и спортивно-зрелищных сооружений;
создание государством максимально благоприят-ных услоаий для бизнеса по совместному решению проб-лем оказания высококачественных физкультурно-оздорови-тельных и спортивно-зрелищных услуг населению;
– подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в сфере ФКиС;
– определение целевой установки деятельности как прог-нозируемого (желаемого) её результата;
– дифференциация (т.е. разделение) целевой установки на комплекс задач, обеспечивающих её достижение:
– исключение постановки альтернативных формулировок задач;
– установление для каждой группы задач критериев оцен-ки ее достижения;
– исходя из целеполагания, подбор соответствующего со-держания управленческой деятельности
харак-теризует деятельность федерального органа исполнитель-ной власти в области ФКиС и соответствующего органа ис-полнительной власти субъектов РФ в решении общих воп-росов, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, которые предусматривают сочетание, с одной стороны, централизованного управления отраслью федеральным центром РФ, а с другой – возможностью органов исполни-тельной власти субъектов РФ самостоятельно принимать соответствующие управленческие решения этой отраслью
ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ЦЕНТРАЛИЗМА
ПРИНЦИП ИЕРАРХИЧНОСТИ
отражает наличие различ-ных взаимосвязанных уровней управления ФКиС (феде-ральный, уровень субъекта РФ, муниципальный уровень), а также менеджмента физкультурно-спортивной организа-ции: менеджеры высшего, среднего и первичного уровней
ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬ-НОГО УПРАВЛЕНИЯ
означает, что физкультурно-спортив-ная организация может функционировать как по
– отраслевому принципу (например, физкультурно-спор-тивный клуб образовательного учреждения; физкультурно-спортивные общества «Динамо», «Спартак»)
– территориальному принципу (физкультурно-спортивный клуб по месту жительства )
ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНО-ГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
предусматривает присвоение наи-более отличившимся сотрудникам различных физкультур-но-спортивных организаций государственных наград (мо-ральное стимулирование в виде признания со стороны го-сударства заслуг конкретного работника), что предполага-ет, наряду с льготами, надбавку к заработной плате (мате-риальное стимулирование труда конкретного работника)
ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНО-ГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
предусматривает присвоение наи-более отличившимся сотрудникам различных физкультур-но-спортивных организаций государственных наград (мо-ральное стимулирование в виде признания со стороны го-сударства заслуг конкретного работника), что предполага-ет, наряду с льготами, надбавку к заработной плате (мате-риальное стимулирование труда конкретного работника)
– косвенного (т.е. создание условий для достижения плани-руемого результата) воздействия;
– формального (т.е. авторитарный стиль руководства) воз-действия;
– неформального (демократический стиль руководства) воздействия
Эта группа методов включает:
1) регламентирование - четкое закрепление функций за организацией, ее руководителем, подразделением, исполни-телем и т.п.;
Пример: устав физкультурно-спортивной организации , та-рифно-квалификационные характеристики , правила спор-тивных соревнований, положение о спортивных соревнова-ниях, календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и др.
2) Пример: нормативы труда, нормативы оснащения физ-культурно-спортивных организаций табельным и подоб-ным ему имуществом , показатели режимов эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений и численности за-нимающихся на них и др.
3) Инструктирование - ознакомление исполнителя с раз-личными факторами и обстоятельствами выполнения опре-деленных работ в форме объяснения, совета, предостере-жения, разъяснения и т. п.
Пример: в соответствии с указом Президента РФ, начиная с 2000 г. несколько раз менялся статус федерального органа исполнительной власти в области ФКиС: Министерство РФ по ФК, спорту и туризму; 2004 - Государственный комитет РФ по по ФК, спорту и туризму; 2008 - Федеральное аген-ство РФ по ФК, спорту, туризму и молодёжной политике; 2012 - Министерство РФ по ФК, спорту, туризму и моло-дёжной политике
– определены: предельная численность работников Минис-терства РФ по ФК, спорту, туризму и молодёжной порлити-ке (180 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий), а также фонд оплаты их труда;
– установлен численный состав заместителей министра (5, в том числе два первых), а также коллегии (14 человек) и т.д.
За невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязаннос-тей к работнику физкультурно-спортивной организации, например, могут быть применены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, штрафные санкции
В качестве специфических разновидностей организацион-ных методов рассматриваются административные методы и методы правового регулирования, которые по своей приро-де характерны, в первую очередь, для управления ФКиС
а) с целью управления ФК и С как отраслью: бюджетное финансирование, капитальные вложения, дотации;
б) в целях менеджмента физкультурно-спортивной органи-зацией: кооперирование средств, налогообложение, ма-териальное стимулирование и др.
1) формирование трудовых коллективов с учетом соци-ально-психологических характеристик людей (способ-ностей, темперамента, черт характера и т.п.), что создает благоприятные условия для совместной деятельности и социального развития физкультурно-спортивной организа-ции
2) социальное нормирование поведения, в том числе путем поддержания традиций физкультурно-спортивной органи-зации и т.п.
4) социальное стимулирование за счет создания обстанов-ки социально-психологической заинтересованности в дос-тижений целей деятельности физкультурно-спортивной ор-ганизации (повышение квалификации, культурный рост сотрудников, творческое отношение к труду и т.п.)
5) удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей работников, в том числе обеспечение воз-можностей для проведения досуга, предоставление жилья и других благ
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть