Слайд 1СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКЕ
Выполнено учителем физической культуры
Кравцовой Т.Б.
Слайд 2Для того чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем
мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели.
А.Н. Леонтьев
Слайд 3
В школе есть ряд проблем, которые относят к старым,
традиционным. Проблема мотивации справедливо может быть отнесена к их числу.
А отсутствие мотивации к учебе является основной причиной неудач на уроке.
Слайд 4ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ?
Мотивация- это динамический процесс, определяющий движение по направлению
к поставленной цели, который влияет на активность или пассивность поведения.
Слайд 5
Мотивацию можно охарактеризовать по силе (сильная, слабая), устойчивости (ситуационная, постоянная), направленности
(на себя, на людей, на задачу – результат или процесс), а также по источнику появления (внутренняя, то есть собственная, или внешняя, то есть простимулированная).
Но успеха в учебе добиваются те, чья мотивация сильная, устойчивая, вызвана самой учебной деятельностью, приобретаемыми знаниями, процессом учения и ожидаемыми результатами, а также потребностями в самореализации через включение в познавательную деятельность.
Слайд 6
Мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называют мотивированием. Мотивирование -это
создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.
Слайд 7 НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ
1. Характер самой
деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику.
Для реализации этого условия на учебных занятиях учителю необходимо придерживаться следующих правил:
Слайд 81. Задания, выполняемые учащимися должны быть посильными и не требовать приложения
сверхусилий.
2. Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню школьника, группе его здоровья.
3. Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.
4. В заданиях должна присутствовать степень новизны.
5. Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.
Слайд 9
2. Важным условием для развития мотивации достижения является наличие возможности для
проявления школьниками самостоятельности.
Самостоятельность может проявляться на разных этапах познавательной деятельности: при постановке учебной задачи, создании новых знаний, их отработке и на этапе самоконтроля.
Слайд 10
3. Оценка деятельности учащегося, которая создает у ребенка внутреннее ощущение
успеха или неудачи. Она обладает большой побудительной силой и может играть как мотивирующую, так и демотивирующую роль.
Для того, чтобы оценка носила мотивирующий характер, учителю предлагаются следующие правила:
Слайд 111.Всех обучающихся, показавших одинаковые результаты, оценивать одинаково.
2.При оценке подчеркивать те стороны
деятельности, которые наиболее значимы для самого ребенка.
3.Оценивая, выявлять не только недостатки, но и успехи учеников.
4.Уважать личное мнение ребенка, его самооценку, проявлять доброжелательность и сдержанность.
5.Обсуждать с учениками причины ошибок и пути их исправления.
6. Создавать на уроке положительный эмоциональный настрой.
Слайд 12
4. Время – одно из условий мотивации.
Необходимо правильно определять
то время, за которое требуется выполнить работу: при жестких сроках и недостатке времени учащиеся попадают в ситуацию стресса и практически перестают работать.
Слайд 13ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
Слайд 141 ЭТАП – «ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОТИВАЦИИ».
В начале урока учитель
может актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Слайд 152 ЭТАП – «ПОДКРЕПЛЕНИЕ И УСИЛЕНИЕ ВОЗНИКШЕЙ МОТИВАЦИИ».
На
данном этапе учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, теоретической и практической, трудной и легкой и т.п.) и здоровьесберегающие технологии.
Слайд 163 ЭТАП - «ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА».
В конце урока важно
создать для ребенка положительную установку на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя.
На уроках закрепления и совершенствования можно показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях, а на уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.
Слайд 17СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Чтобы деятельность школьников на уроке физической культуры была
эффективной, необходимо чтобы они имели хорошую мотивацию и обязательно положительную.
Для этого мы используем на своих уроках некоторые приёмы.
Слайд 18 1. Отлично работающий приём, особенно у школьников младших классов.
Глядя как дети стремятся занять первые места при построении, мы делаем это стремление положительным стимулом, используя подвижные игры:
Кто лучше выполнит двигательную задачу, тот и стоит впереди, кто плохо работал тот стоит в конце. Приём можно использовать как по результатам выполнения отдельного упражнения на одном уроке, так и по результатам сдачи домашнего задания, или решения иной двигательной задачи.
Слайд 19
«Постройся по таблице». Каждому ученику раздается изображение фигуры
, а у учителя таблица с определенным расположением этих фигур.
Ребенок должен найти свое место в строю согласно предложенному рисунку на табличке.
Слайд 20 2. Этот приём мы используем при задаче домашнего задания
и его оценке с целью стимулирования учеников к превышению норм выполнения упражнения, или иной двигательной задачи. Суть приёма в том, что если ученик перевыполнил норму в два раза то он и получает две "пятёрки". Пример; - упражнение "поднимания туловища из положения лёжа на спине руки за головой". Школьникам 8 класса норма на "5" -15 раз. Ученик делает 30 раз и получает соответственно 2- "5". Таким образом, учащиеся стремятся получить как можно больше "пятёрок" и эффективно развивают свои двигательные качества.
Слайд 213.Стимулирование к здоровому образу жизни.
Пропаганда физической культуры и спорта (информация об
итогах олимпийских игр, через личный пример)
Беседы о ЗОЖ (закаливании, занятиях физической культурой, личной гигиене, о вредных привычках…)
Участие школьников в городской и школьной спартакиадах, а также в соревнованиях по видам спорта на областном , региональном и Российском уровнях.
Информация о достижениях наших учащихся через «Молнию».
Слайд 224. Использование дифференцированного подхода.
Индивидуальные задания по группе здоровья, подготовленности и физических
возможностей учащихся.
Применение большего количества спортивного инвентаря на уроке (на уроках по спортиграм используется один мяч на пару и индивидуально).
Использование тренажеров для индивидуальных занятий или занятий по подгруппам.
Слайд 23 Используя данные приёмы мотивации деятельности школьников на уроках физической
культуры удаётся поднять интерес к урокам, к занятиям физической культурой и спортом, усилить эффективность их работы на уроке.