Слайд 1Новое качество современного урока физической культуры в контексте ФГОС
Учить детей сегодня
трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Слайд 2Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур
и технологий обучения.
Главное в образовательной деятельности – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания.
Слайд 3На базе МБОУ «СОШ №9 имени М.И.Баркова» было проведено анкетирование среди
обучающихся 7-10 классов на выявление отношения обучающихся к занятиям физической культурой.
Вопросы были связаны с выявлением отношения обучающихся к урокам физической культуры и ставили своей целью выявить актуальный уровень отношения к занятиям физической культурой у испытуемых .
Слайд 41. Всегда ли Вы находите возможность заниматься физической культурой?
2. Регулярно
ли Вы занимаетесь физической культурой?
3. Вы ходите на уроки физической культуры только ради оценки?
4. Вы всегда стремитесь стать победителем в спортивных мероприятиях или соревнованиях?
5. Пропадает ли у Вас интерес к физической культуре во время школьных каникул?
6 .Нравятся ли Вам спортивные мероприятия или соревнования, связанные с борьбой и соперничеством?
7. Получаете ли Вы удовольствие от занятий физической культурой и спортом?
8 .Занимаетесь ли Вы дополнительно физическими нагрузками вне школьных уроков?
9. Занимаетесь ли Вы во время каникул физическими упражнениями?
10.Вы любите занятия физической культурой только за то, что можете свободно пообщаться со своими друзьями?
Слайд 6Данная статистика показывает, что представление о спорте и физической культуре в
целом в подростковом возрасте слабо развито по сравнению с юношеским возрастом (42% и 58% соответственно).
Мотивация к занятиям физическими упражнениями у молодёжи на сегодняшний день вызывает опасение, так как отсутствие или низкий уровень мотивации к спортивно-оздоровительным мероприятиям влечёт за собой проблемы физического, физиологического характера и, как следствие, ухудшение состояния здоровья (к примеру, развитие гиподинамии).
Урок должен обеспечивать систематическое изучение минимума знаний и навыков, составляя тем самым базу для разностороннего физического воспитания обучающихся, а также оказывать влияние на организм обучающихся, формируя у них различные мотивы к занятиям физической культурой.
Слайд 7Принципиальным отличием современного подхода является
ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных
программ.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способным к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Слайд 8Главной задачей школы современности является развитие личности ученика,
в соответствии с новыми
стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка
к познанию окружающего мира, научить применять полученные знания в жизни.
Учитель физической культуры в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
Слайд 9Новшества ФГОС не должны быть искажены учителем физической культуры.
Введение теоретического этапа
не является самоцелью и не заменяет двигательной практики. Уроки физкультуры никогда не будут чисто теоретическими либо чисто тренировочными. Но без осмысленных действий в игре, тренировочных упражнений, эффективность занятия снижается до минимума. Примером могут служить восточные оздоровительные практики, выполнение упражнений в которых невозможно без осмысления значимости движения. Таким образом, не достаточно выполнения учениками репродуктивных действий на уроке - повторить, воспроизвести показанное учителем. Современный урок невозможен без осознанного диалога с учащимися как в образовательно-познавательном, так и образовательно-обучающем и тренировочном компоненте, который повышает эффективность урока во много раз.
Слайд 10Диалог на уроке физической культуры – залог осознанных действий.
Одной из актуальных
проблем современного образования является формирование осознанного отношения учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Слайд 11
Успешность отношения школьников к занятиям физической культурой заключается не только в
их внутреннем мотивировании и стимулировании, но и грамотном проведении уроков физической культуры.
Урок должен:
обеспечивать систематическое изучение минимума знаний и навыков, составляя тем самым базу для разностороннего физического воспитания обучающихся
оказывать влияние на организм обучающихся, формируя у них различные мотивы к занятиям физической культурой.
При этом урочные занятия являются лишь основой физической культуры, которая должна стимулировать обучающегося к самостоятельным занятиям физической культурой.
Слайд 12
Традиционный урок физической культуры решал в две задачи :
-оздоровительную
-тренирующую
Учитель являлся
источником готовой информации
Современный урок физической культуры:
обучения учащихся способам самостоятельного поиска необходимой информации
диалог обмен мыслями
Слайд 13Уровневые результаты, к которым должны привести уроки физкультуры.
Выпускник научится (базовый уровень):
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма;
-выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации).
Выпускник получит возможность научиться (продвинутый уровень):
-выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
-осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта.
Слайд 14Можно ли получить эти результаты без осознанных действий?
На уроке познавательно-образовательной направленности
намеренно создаются проблемные вопросы и ситуации.
Например:
Как вы думаете, что является определяющим в выборе страны и города для проведения Олимпийских игр?
Почему для проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. выбран г. Сочи, ведь это южный город?
Что получает страна - организатор Олимпийских игр?
Можете ли вы быть основоположником вида спорта, который войдет в Олимпийские игры? Что для этого нужно?
Назовите виды спорта, основоположником которых были школьные учителя. (Таким может быть домашнее задание в разделе «Спортивные игры»).
Слайд 15
В основе любого движения лежат физические законы. Приведите примеры физических законов,
которые вступают в силу на наших уроках физкультуры. Продемонстрируйте их. (Рассчитайте мощность, развиваемую руками при лазании по канату).
Почему некоторые ученики не могут бегать на стайерские дистанции? Что для этого нужно тренировать?
Почему у многих из вас болит бок во время бега? Какие упражнения необходимо делать регулярно, чтобы этого избежать?
Какими качествами должен обладать человек, играющий в командные игры? Чем отличается роль нападающего от защитника.
Слайд 16Рефлексивный компонент урока обязателен на уроках любого типа. В начале урока
озвучить ожидания учащихся от урока, а в конце - проанализировать, реализовались ли их ожидания. Такое задание позволяет осмысленно начать урок и закончить.
Таким образом, для формирования увлеченности занятиями физической культурой важно, чтобы учащиеся понимали смысл и значение выполняемых упражнений, нацеленных на укрепление их здоровья, на улучшения физической подготовленности, развитие настойчивости, смелости, решительности, самообладания, дисциплинированности.
Слайд 17
Подходы на уроках физической культуры
дифференцированный
индивидуальный
Дифференциация и индивидуализация обучения
и воспитания - одно из главных требований любого урока, а урока физкультуры в большей степени.
Дифференцированный подход решает задачу эффективной педагогической помощи в совершенствовании личности ученика.
Индивидуализация обучения заключается в осуществлении индивидуального к каждому ученику подхода в процессе обучения и воспитания.
Слайд 18Направления урока физической культуры
Образовательное - познавательное направление
Подготовительный этап(5-6мин)- ранее разученные тематические
комплексы упражнений, упражнения общеразвивающего характера на внимание, память, мышление.
Основной этап (3-15 мин)- образовательный и двигательный компоненты Образовательный компонент-постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. Двигательный компонент обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Между ними обязательная разминка (до 5-7 мин)
Заключительный этап- (5-7мин) зависит от основной части.
Слайд 19
Образовательно-обучающее направление
Подготовительный этап (10-15 мин)-
комплексы общеразвивающих упражнений, а также комплексы, направленные на решение проблем со здоровьем.
Основной этап (20-25 мин)- поэтапное формирование двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование.
Заключительный этап (5 мин).
Слайд 20Образовательно-тренировочное направление
Подготовительный этап (10-12 мин) тематические комплексы, направленные на развитие
одного или нескольких физических качеств.
Основной этап (20-25 мин)- спортивная тренировка с соблюдением соотношения объемов тренировочной, с с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Заключительный этап (7-10 мин) –относительно продолжительный.
Слайд 21Результативность урока физкультуры
ФГОС предполагает уровневую результативность деятельности учащихся: знания, убеждения, опыт.
Современный
урок физкультуры предполагает приобретение осознанного самостоятельного опыта в плане физической активности в жизни ребенка:
интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, занятиям в спортивных секциях;
устойчивую мотивацию к выполнению правил личной гигиены, режима дня, питания, занятиями физической культурой;
опыт участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Слайд 22Отношение к занятиям физической культурой у подростков на сегодняшний день вызывает
проблему в обществе, что выражается в воспитании потребности к занятиям физической культурой, мотивации двигательной деятельности.
Проведение современного урока требует высокого профессионального уровня развития личности учителя. Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
Слайд 23
К.Д. Ушинский
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм,
его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.