Презентация, доклад на тему Семинар-практикум Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста

Содержание

Исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспита­ния людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической. Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос — нагой (древние

Слайд 1Семинар-практикум «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум  «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Слайд 2 Исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспита­ния людей.

Она является дисциплиной спортивно-педагогической. Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос — нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнажен­ными). В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимнастика» связывается с греческим словом гимназо — упражняю. В третьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толко­вание: упражняю, тренирую. Гимнастика - система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья

Гимнастика

Исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспита­ния людей. Она является

Слайд 3Утренняя гимнастика

Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние,

активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состоянии различные анализаторы.
Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него незначительна.

Утренняя гимнастика		Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более

Слайд 4 Значение утренней гимнастики, прежде всего, определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа

мышечной системы активизирует: сердечнососудистую систему, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создает условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма. Утренняя гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений. Утренняя гимнастика проводится на воздухе в теплое время года, а при соответствующих условиях — в течение всего года. В этом случае общеразвивающие упражнения могут выполняться в движении.
Значение утренней гимнастики, прежде всего, определяется повышением жизнедеятельности всего организма.  	Работа мышечной системы активизирует: сердечнососудистую систему,

Слайд 5 Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6—8 упражнений и

предусматривающий повторение каждого из них по 6—8 раз. Эффективность воздействия их достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения. Четкое действие в заданном направлении, с определенной амплитудой, необходимым напряжением и расслаблением различных мышечных групп, соблюдение ритма и темпа не только обеспечивают увеличение работоспособности детского организма, но и способствуют развитию координации у детей, оказывают влияние на формирование правильной осанки и физическое развитие ребенка в целом.
Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6—8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них по

Слайд 6Утренняя гимнастика в спортивном зале

Утренняя гимнастика  в спортивном зале

Слайд 7Утренняя гимнастика в группе

Утренняя гимнастика в группе

Слайд 8Физкультминутки
Физкультминутка - это кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие,

которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.
Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей. Во втором случае уловить нужный момент бывает часто трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно. Но нужно учитывать, что при большой заинтересованности детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению.
Физкультминутки	Физкультминутка - это кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает

Слайд 9
Виды физкультминуток

Все физкультминутки условно можно разделить на три группы:
Физкультминутки, которые

можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма.
Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук.
Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными.
Виды физкультминуток	Все физкультминутки условно можно разделить на три группы: Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во

Слайд 11




В условиях дефицита свободного времени в режиме дня дошкольника чрезвычайно важно

придать гимнастике после дневного сна оздоровительное направление. Обычно в детском саду после дневного сна проводят закаливающие процедуры. В гимнастику после дневного сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими процедурами: дыхательной гимнастикой, профилактикой нарушений осанки и плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, самомассажа, аутотренинга ит.д.
Комплексы гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения упражнений, а благодаря частой смене комплексов поддерживается интерес к гимнастике.

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ

В условиях дефицита свободного времени в режиме дня дошкольника чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна оздоровительное

Слайд 12Схема проведения
гимнастики после дневного сна:

Гимнастика в постели

Упражнения для

профилактики нарушений осанки и плоскостопия

Дыхательная гимнастика

Индивидуальные задания

Водные процедуры

Схема проведения гимнастики после дневного сна: Гимнастика в постели Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия Дыхательная

Слайд 13Методика проведения гимнастик
Пока дети спят, педагог готовит «холодную» комнату (игровую или

раздевалка), где температура с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов, по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение происходит под звуки плавной музыки с постепенным нарастанием громкости.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и т.д. Главное правило – исключить резкие движения. Длительность гимнастики в постели 2-3мин. Затем дети переходят в «холодную» комнату.
В «холодной» комнате дети выполняют корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. В полуприсяде, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Затем дети выполняют упражнения на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, гимнастические палки, мячи, элементы хатха-йоги и т.д. Длительность этой части составляет 2-3 мин.


Методика проведения гимнастикПока дети спят, педагог готовит «холодную» комнату (игровую или раздевалка), где температура с помощью проветривания

Слайд 14
Дыхательная гимнастика
Важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета,

профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики вызывает у детей наибольшие затруднения, и педагог ограничивается 2-3 упражнениями в течение нескольких секунд. Это, безусловно, не несёт вреда, но оздоравливающий эффект достигается только при длительном выполнении упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 30 сек до 5 мин.
Индивидуальная работа
С нуждающимися детьми педагог организует как самостоятельную деятельность детей. Например, дать детям задание собирать жёлуди, камушки и т.п. поочерёдно правой и левой ногой. В это время остальные дети выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук холодной водой).
Упражнения в постели
Потягивания поочерёдно руками в разные стороны, ногами: «растём», «черепашка», «бабочка», «солнышко» …
Игры: «зима – лето» - свернутся в клубочек, затем выпрямится, плавно пошевелить руками, ногами; «жук и воробей» - поболтать руками – ногами, затем повернуться на бок.
Самомассаж ладоней (добываем огонь), головы (птички, помоем, причешем голову), пальчиковая гимнастика, затем тёплыми ладонями «умыть лицо».
Профилактика плоскостопия
Ходьба по массажным дорожкам
Упражнения стоя: подъём на носках, на пятках, подъём пальцев ног, «рисование» фигур на полу пальцами ног, помашем платочком, ленточкой.
Самомассаж стоп: растирание, поглаживание, пощипывание, поколачивание, надавливание. Закончить обязательно растиранием и поглаживанием.
Дыхательная гимнастика 	Важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Однако

Слайд 15
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие. Влияние мануальных

(ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры, в Древнем Китае. Игры с участием рук и пальцев приводит в гармоническое отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.
Японский врач Намиком Токудзяро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движение взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека

Слайд 17

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи —

язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с

Слайд 18 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей

навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Рекомендации по проведению упражнений
артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше

Слайд 20
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи.
Речевое дыхание

призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.
Регулярное занятие дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
В дошкольном возрасте дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Использование различных тренажёров вызывают положительные эмоции, повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, а так же развивают творческое воображение и фантазию.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи.	Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания

Слайд 22
Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении

сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ И ОСАНКИ

Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц

Слайд 24ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Слайд 25 Это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и

коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон

Слайд 26Какие задачи решает психогимнастика
развитие нравственных представлений;

развитие познавательных процессов — в частности, формирование

сенсорных эталонов;

достижение сформированности символической функции и воображения;

развитие креативности, способности к творчеству;

развитие эмоциональных реакций и способов их выражения;

развитие эмпатии;

развитие произвольности эмоциональной регуляции;

развитие коммуникативной сферы.
Какие задачи решает психогимнастикаразвитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенсорных эталонов; достижение сформированности символической функции

Слайд 27 Психогимнастика создает также богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Так, робкий,

со слабо развитой речью ребенок через приобретение мышечной, эмоциональной раскрепощенности и возросшей уверенности к себе приобретает и улучшения в области связной речи оказывается способен уверенно общаться со взрослым, а позже — отвечать на уроке в первом классе. Психогимнастика призвана в такой же степени решать вопросы создания условий для психического благополучия каждого ребенка, поощряя способность к самовыражению.
Психогимнастика создает также богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Так, робкий, со слабо развитой речью ребенок через приобретение

Слайд 28Где и как можно использовать психогимнастику
1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток»,

предусмотренных в структуре занятия. 2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной) 3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.) 4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Где и как можно использовать психогимнастику1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия. 2. В качестве ауторелаксации

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть