Слайд 1Презентация на тему:
«Режим дня и гигиена школьника»
Слайд 2Суточный режим
В понятие "суточный режим" входят длительность, организация и распределение в
течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей и подростков, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.
Слайд 3В режиме дня современных школьников наблюдаются такие проблемы:
отмечается снижение продолжительности
ночного сна до 5-7 часов,
недостаточность пребывания на свежем воздухе (до 1 часа),
низкая двигательная активность,
значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (до 3-6 часов) [3, 6].
В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией аналогичные отклонения отмечаются и в режиме дня дошкольников, формируя функциональные и другие нарушения в состоянии здоровья.
Слайд 4Основные принципы построения режима дня:
его строгое выполнение,
недопустимость частых изменений,
постепенность
перехода к новому режиму воспитания и обучения.
Слайд 5Основные компоненты режима дня школьника:
сон;
пребывание на открытом воздухе (прогулки);
воспитательная и учебная
деятельность;
игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
самообслуживание, помощь семье;
приемы пищи;
личная гигиена.
Слайд 6Сон
Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во
сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.
Слайд 7Пребывание на открытом воздухе
Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид
отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Пребывание на воздухе для школьника желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.
Слайд 8Воспитательная и учебная деятельность
При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы
функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов. В соответствии с периодами подъема и спада активности должен строиться и режим обучения школьника. Основными составляющими режима должны быть школьные занятия,
которые
регламентируются
учебным
планом, и домашние
занятия по подготовке
к урокам.
Слайд 9Предельная нагрузка школьников при 5-дневной учебной неделе
1-е классы - 20 часов,
2-4-е классы - 22 часа,
5-й класс - 28 часов,
6-9-е классы - 29-32 часа,
10-11-е классы -33 часа.
Слайд 10Подготовка домашнего задания
Целесообразно приступать к его выполнению после полутора-двухчасового
отдыха на открытом воздухе, начинать в одно и то же время и через каждые 45 минут делать короткие перерывы на отдых. Санитарными правилами рекомендована следующая продолжительность выполнения домашних заданий:
в 1 классе (со 2 полугодия) - до 1 часа,
во 2 классе - до 1,5 часов,
в 3-4-м классах - до 2 часов,
в 5-6-м классах - до 2,5 часов,
в 7-м классе - до 3 часов,
в 8-11-м классах - до 4 часов.
Слайд 11Время на самообслуживание, помощь семье
Как дома, так и в школе учащиеся
могут и должны оказывать посильную помощь в уборке помещений, уборке посуды, поливке растений, уходу за младшими детьми и др. Обучение самообслуживанию и привлечение к общественно полезному труду необходимо начинать с первых лет пребывания в школе. Продолжительность такой работы
учащихся 1-4-го классов
должна составлять не
более 30 минут, 5-8-го
классов - 40 минут,
9-11-го классов - 1,5
часа. Ко всем видам
труда учащиеся могут
быть допущены лишь с
учетом их состояния
здоровья.
Слайд 12Игровая деятельность и отдых по собственному выбору
способствует формированию у детей
положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей;
должна быть собственным выбором ребёнка (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой);
ей должно отводиться время в утренние часы до завтрака, во время прогулок в первой и второй половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном;
игры должны быть разнообразными, индивидуальными и групповыми, ролевыми, дидактическими, подвижными.
Слайд 13Учащийся может в свободное время заниматься в кружках и спортивных секциях
(однако не рекомендуется участие более чем в двух кружках), для младших школьников оно должно составлять 1-1,5 часа, для средних и старших школьников - 1,5-2,5 часа.
Слайд 14Работа за компьютером
Необходимо помнить, что просмотры телевизора и работа на компьютере
создают условия для значительной нагрузки зрительного анализатора.
Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере: каждые 15-20 минут для младших и 20-25 минут для старших школьников.
Общее время просмотра телепередач и работы за компьютером не должно превышать 1,5 часа для младших школьников и 2 часа для школьников средних классов.
Слайд 15Приемы пищи
В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи
и интервалов между ними, рациональная в физиологическом отношении кратность приемов пищи, правильное распределение количества и качества пищи по приемам.
При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Дошкольники и школьники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа.
Есть необходимо не торопясь, при этом тщательно пережевывая, а также во время еды школьник не должен отвлекаться и разговаривать.
Ужинать ребенок должен за 1-1,5 часа до сна, а непосредственно перед сном полезно предложить ему стакан молока или кефира.
Слайд 16Личная гигиена школьника
Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на
сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Слайд 17Некоторые правила личной гигиены школьника
Ребенка необходимо приучать каждое утро умывать лицо,
руки, шею, чистить зубы. Умываться также необходимо и после прогулки.
Вечером, перед сном, следует принять водные процедуры и одеть чистое белье.
Особого ухода требуют руки, а также ногти на пальцах рук и ног. Для того, чтобы под длинными ногтями не скапливалась грязь, их необходимо аккуратно подстригать 1 раз в 2 недели или чаще по необходимости.
Очень важно мыть руки перед едой, после какой-либо грязной работы, после посещения туалета и различных общественных мест.
Личная гигиена также включает в себя соблюдение гигиены быта — проветривание помещения, содержание рабочего места в чистоте, уход за личной одеждой и постельными принадлежностями, создание благоприятных условий для сна и отдыха.