Слайд 1Профилактика травматизма на уроках
физической культуры
Учитель физической культуры МБОУ «Гимназия №26»
г. Набережные Челны Мусафина Елена Владимировна
Слайд 2Введение
На занятиях физической культуры учащиеся входят в группу риска, которая подвержена
травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.
Слайд 3
Несмотря на меры предосторожности, предпринимаемые большинством учителей на уроках
физической культуры еще нередки случаи травматизма. В общей структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и школьного.
Слайд 4
Понятие «травма» происходит от греческого trauma – рана, повреждение, сопровождающееся
изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздействия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани.
Слайд 5Травмы условно можно разделить на:
возникающие в результате действия давления, натяжения, сгибания
и перекручивания.
открытые или закрытые травмы (по наличию или отсутствию повреждений наружных покровов)
макротравмы и микротравмы (по обширности повреждений)
легкие, средние и тяжелые (по тяжести течения и воздействия на организм)
Слайд 6
Статистика травмированных учащихся :
наибольший процент падает на детей 12—14 лет
учащиеся младших
классов (7—11 лет)
15—16-летние подростки.
у мальчиков повреждения,
полученные на занятиях
физической культурой,
наблюдаются в два раза
чаще, чем у девочек.
Слайд 7Статистика по разделам учебной программы:
55,1 % травм, полученных учащимися, приходятся на
занятия по спортивной гимнастике;
23 % — по легкой атлетике, лыжной подготовке и на коньках;
8,2 % — по спортивным играм;
на другие виды травматизма падает 13,7 % повреждений.
Слайд 8Основные причины возникновения травм:
нарушение основных принципов построения занятий;
нарушение инструкций и положений
при проведении занятий, а также правил безопасности;
недостаток в материально-техническом обеспечении занятий;
нарушение требований врачебного контроля
недисциплинированность учащихся;
Слайд 9Часто получение травм учащимися связано:
С неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
С физической слабостью;
С
неумением контролировать свое поведение;
С индивидуально-психологической особенностью учащихся;
С неразвитой координацией и плохой ориентацией в пространстве;
Гипокинезия.
Слайд 10Гимнастика
Основное средство физического воспитания в школе. На занятиях по гимнастике необходимо
особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как при выполнении многих гимнастических упражнений возможны
срывы и падения, в
результате которых
занимающиеся могут
получить различные
травмы.
Слайд 11Профилактика травматизма на уроках гимнастики:
Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить
организованно и под непосредственным контролем учителя физического воспитания.
В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.
Слайд 12
Строго соблюдать правила рациональной методики обучения, учитывать индивидуальные особенности учащихся;
Врачебный контроль
и самоконтроль за физическим состоянием и самочувствием;
При групповом выполнении упражнений (гимнастические стенки, скамейки, бревна, турник и др.): спортивные снаряды рекомендуется размещать так, чтобы упражнения могли одновременно выполнять несколько учащихся без скопления их вокруг снарядов.
Слайд 13Легкая атлетика
Легкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со
стереотипными (повторяющимися в неизменном виде), циклическими (спортивная ходьба, бег), ациклическими
(метания, прыжки)
и смешанными
движениями (кросс).
Слайд 14Профилактика травматизма на уроках легкой атлетики:
Места проведения занятий следует постоянно содержать
в порядке. Своевременно проводить ремонт беговых дорожек и легкоатлетических секторов;
Перед занятием проверить состояние площадок, исправность инвентаря
и оборудования.
Слайд 15
Следить, чтобы в зонах безопасности при беге и прыжках не было
посторонних предметов.
При проведении занятий по прыжкам в высоту пользоваться только стационарными или переносными ямами из матов, не применять способы прыжков в высоту, не предусмотренные рабочей программой.
При проведении занятий по метанию следить, чтобы в зоне бросков никого не было. Находясь вблизи зоны метания, нельзя поворачиваться спиной к направлению объекта метания.
Слайд 16Спортивные игры
Большинство спортивных игр характеризуются разнообразными движениями, бегом, остановками,
поворотами, прыжками, ударами, ловлей и ведением мяча при поддержке игроков своей команды и активном
сопротивлении
противника.
Слайд 17Баскетбол
Это спортивная игра с нестандартными движениями и работой переменной
мощности. Она требует от учащихся автоматизации двигательных навыков, высокой подвижности
нервных процессов и
Совершенной
деятельности
анализаторов.
Слайд 18Волейбол
Это спортивная игра, отличающаяся высокой динамикой, скоростно-силовой работой переменной
мощности. Травмы во время игры в волейбол учащийся может получить главным образом при
неправильном приеме
и передачи мяча,
падениях, прыжках и
блокировке мяча.
Слайд 19Профилактика травматизма на уроках по спортивным играм:
Занятия по баскетболу и волейболу
необходимо проводить на спортивных площадках и в залах, имеющих размеры, отвечающие требованиям правил игры;
Все занимающиеся обязаны быть в спортивной форме, спортивной обуви;
Занятия должны проходить
под руководством
учителя;
Слайд 20
На занятиях необходимо соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания преподавателя;
Занятия должны
проходить на сухой площадке. Все острые и выступающие предметы должны быть заставлены матами или ограждены;
Тренировочные игры
должны проходить в
соответствии с
правилами данных
видов спорта.
Слайд 21Лыжная подготовка
Уроки по лыжной подготовке проходят на сложном рельефе местности
при переменных, порой трудных погодных условиях и при значительном утомлении занимающихся.Всё это необходимо внимательно
анализировать
и учитывать при
планировании.
Слайд 22Профилактика травматизма на уроках лыжной подготовки:
Обувь и одежда занимающихся должны соответствовать
установленным требованиям;
Занятия должны проводиться организованно под руководством учителя, самовольный уход из строя и самостоятельное катание строго воспрещается;
На спуск первым приходит учитель и предупреждает обо всех неожиданностях на трассе, указывает интервал между лыжниками на спуске.
Слайд 23
Учащимся не следует обгонять друг друга на узких дорогах и неудобных
для обозрения спусках. Не следует останавливаться и стоять на трассе спуска;
Крутизна трассы должна соответствовать уровню технической подготовленности учащихся. Спуск на средних и крутых склонах разрешается осуществлять только поочерёдно, на достаточном расстоянии друг от друга.
Слайд 24Рекомендации по оказании первой доврачебной помощи при спортивных травмах
Первая помощь это совокупность простых,
целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться сразу на месте происшествия. Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждении опасных последствий травм.
Слайд 25
При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами:
Правильность и целесообразность.
Быстрота.
Обдуманность, решительность и спокойствие.
Слайд 26
При оказании первой помощи необходимо установить:
Обстоятельства, при которых произошла травма.
Время возникновения
травмы.
Место возникновения
травмы.
Слайд 27Выводы
Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных
направлениях:
1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;
2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
3. Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.
Слайд 28
Правильное выполнение методических и организационных указаний, своевременный врачебный контроль и
соблюдение дисциплины сводят число травм на нет.
Спасибо за внимание.