Слайд 1ПРОФЕССИОГРАММА
УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 2Учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя
в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно ком-муникативные способности. Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, чувство юмора, выдержка, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.
Слайд 3ВАЖНЕЙШИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ:
владение предметом преподавания и методикой,
психологическая подготовка,
общая эрудиция,
широкий
культурный кругозор,
педагогическое мастерство,
владение образовательными технологиями,
знание ученического коллектива,
организаторские умения и навыки,
научная увлеченность,
педагогический такт,
педагогическая техника,
ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,
коммуникативные навыки,
ораторское искусство и т.д.
Слайд 4ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ:
Читать и уметь анализировать специальную психолого-педагогическую литературу, литературу по физическому
воспитанию и спорту.
Уметь анализировать педагогические явления в процессе физического воспитания школьников и поводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Анализировать передовой педагогический опыт.
Уметь сопереживать, понимать эмоциональное состояние учащихся посредством проникновения в их внутренний мир (проявлять эмпатию).
Организовать себя, управлять своим состоянием.
Слайд 5ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА:
Потребность в самопознании.
Самостоятельность и самокритичность.
Трудолюбие и прилежание.
Дисциплинированность.
Забота о сохранении своего
здоровья, здоровый образ жизни.
Культура поведения и общения.
Слайд 6ЧАСТНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ:
Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.
Проводить
и анализировать уроки, а также внеклассные спортивные мероприятия и мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
Организовывать разные формы спортивно-массовой работы, привлекать школьников к занятиям в спортивных секциях, находить детей одарённых в спортивном отношении.
Мобилизовывать и направлять учащихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств.
Руководить действиями школьников в спортивном отношении и оценивать их деятельность.
Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям по физической культуре и спорту.
Слайд 7КОММУНИКАТИВНО-ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ:
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотноше-ния с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.
Создавать
благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.
Регулировать внутриколлективные отношения школьников во время спортивных игр на уроках, на спортивных тренировках, соревнованиях, туристических походах и т.п.
Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение.
Слайд 8ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ:
Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования
и методики психолого-педагогического изучения личности и коллективов в целях достижения задач физического воспитания школьников.
Уметь организовать эксперимент. Уметь обобщать, описы-вать, литературно оформлять результаты исследований.
Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.
Слайд 9СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ:
1) дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его
доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности.
Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;
2) академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведет исследовательскую работу;
Слайд 103) перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая
наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;
4) речевые способности - это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;
5) организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;
6) авторитарные способности — это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;
7) коммуникативные способности - это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;
Слайд 118) педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех
или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;
9) аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.