Слайд 1 Применение игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры
Павлова Ирина
Валентиновна
Учитель физической культуры
Слайд 2Содержание.
Теоретическая база опыта.
Технология опыта.
Технология применения соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры.
Технология
проведения игры.
Педагогический контроль за физической подготовленностью.
Результативность педагогического опыта.
Актуальность педагогического опыта.
Выводы.
Приложения.
Список литературы.
Слайд 3Теоретическая база опыта.
Основная задача
обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии обучающихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни. Многие ученые считали игру упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
П.Ф.Лесгафт отмечал качественные особенности игры, требующей от играющих сознательности действий и умения управлять своими движениями, что способствует формированию характера.
А.С.Макаренко считал, что игра имеет большое воспитательное значение, он возвысил роль игровой деятельности в формировании личности, поставив ее в один ряд с умственной, трудовой и общественной деятельностью. Он заключил, что «воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре».
К.Д.Ушинский подчеркивал важность широкого сочетания обучения с игрой. В игре, как и в жизни, вся деятельность регулируется сознанием и именно поэтому совершенствуются его психические механизмы, способствующие формированию целостной личности человека.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Слайд 4 Новые образовательные технологии применяются во всех сферах педагогической деятельности, по
всем предметам, по всем группам классов.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Образовательная технология – система средств, форм и способов организации образовательного взаимодействия, обеспечивающих эффективное управление и реализацию образовательного процесса на основе комплекса целей и определенным образом сконструированных информационных моделей осваиваемой реальности - содержания образования. Переход к компетентностно - ориентированному образованию усиливает роль образовательных технологий в реализации образовательных программ. Привычные знания – умения – навыки не отрицаются, но акцент переносится на знания – понимания – навыки, в результате интегрирования которых формируются компетенции, универсальные и профессиональные.
Слайд 5Технология опыта.
Цель педагогического опыта –
формирование личности каждого обучающегося, обладающей хорошим физическим здоровьем, способной адаптироваться к любым жизненным ситуациям, стремящейся к постоянному совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Формирование знаний по физической культуре и спорту, а также умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Развитие двигательных умений и навыков, способности к рациональному выполнению физических упражнений.
Воспитание активной жизненной позиции, нравственных и волевых качеств, способствующих сознательной потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Формирование целостного отношения детей к своему здоровью, укрепление здоровья.
Слайд 6Технология применения соревновательно - игрового метода на уроках физической культуры.
Под соревновательно – игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков развития двигательных и морально – волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно – игровой деятельности двух противоборствующих сторон.
К характерным его признакам можно отнести:
Присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;
Непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих учеников;
Проявление максимальных физических усилий и психологического воздействия;
Стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;
Применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.
Соревновательно – игровой метод можно применять в подготовительной части урока при выполнении строевых упражнений ( кто быстрее, на технику, по группам, индивидуально), общеразвивающих упражнений (кто лучше выполнит, кто быстрее найдет ошибку общую или индивидуальную), специальные беговые и прыжковые упражнения (на технику выполнения, кто быстрее).
В основной части урока идет решение главной задачи – обучение какому – либо двигательному действию или его совершенствованию. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применять их на практике ( кто выполнит задание быстрее и техничнее), а если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок.
В заключительной части урока, после восстановительных упражнений можно соревноваться в теоретических знаниях.
Использовать соревновательно - игровые технологии можно во всех видах учебной программы: гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, спортивных играх.
Суть соревновательно – игрового метода сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно.
Слайд 8Технология проведения игры.
Подвижная
игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей школьного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют формированию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы,, творчества, сообразительности.
Эффективность проведения игр зависит от решения следующих организационных факторов:
умения доходчиво и интересно объяснить игру;
размещения игроков во время ее проведения;
определение ведущих;
распределение на команды;
определение помощников и судей;
руководства процессом игры;
дозирование нагрузки в игре;
окончание игры, подведение итогов.
В подвижных играх участники проявляют определенные физические качества. Руководя играми, можно развивать те из них, которые имеют важное значение на различных ступенях развития и обучения школьников.
Слайд 10 Для развития ловкости
используются игры, побуждающие быстро переходить от одних действий к другим в соответственно изменяющейся обстановке.
Совершенствованию быстроты могут содействовать игры, требующих мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением действий, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Для развития силы подходят игры, требующие проявления кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке.
Развитию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанных со значительной затратой сил и энергии.
Соревновательно-игровой метод многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке физкультуры за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки.
Слайд 11Педагогический контроль за физической подготовленностью.
Для
осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности проводится тестирование учащихся.
Результаты тестирования выявляют уровень развития кондиционных и координационных способностей, позволяет оценивать качество технической и тактической подготовленности.
На основе результатов тестирования можно сравнить физическую подготовленность учащихся за определенный промежуток времени, проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях, осуществлять объективный контроль за обучением школьников, выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения, форм организации занятий.
Слайд 12Результативность педагогического опыта.
Результаты учебной деятельности показывают, что применение соревновательно-игрового метода способствуют повышению интереса учащихся к предмету физическая культура, повышению успеваемости и качества обучения, большинство учащихся с удовольствием посещают уроки, принимают активное участие во внеурочной деятельности.
- мониторинг качества знаний (успеваемость на «4» и «5») по предмету физическая культура;
- качество знаний, показанных на итоговой аттестации;
- результаты мониторинга физической подготовленности учащихся;
- количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
- результаты спортивных соревнований (школьных, районных)
Слайд 13Количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях
Слайд 14Результаты спортивных соревнований
Слайд 15Результаты мониторинга физической подготовленности учащихся
Слайд 16Актуальность педагогического опыта.
Выводы.
Двигательная активность
– залог здоровья человека. Как показали исследования, 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении. Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность занимает только 16-19% времени суток. Малоподвижный образ жизни ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу самого ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху.
Игры в команде, соревновательные технологии на уроках физкультуры дают возможности повысить интерес к предмету, сдружить коллектив, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответственности, поощряют желание выполнять свое дело, свое поручение хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха.