Слайд 1ЗОЖ
как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности
Слайд 2Сегодня в России молодых людей в возрасте до 18 лет всего
30,5 млн человек. Из них более 600 тыс. - лица с ограниченной жизнедеятельностью в связи с нарушениями здоровья или развития, столько же сирот, в основном (более 90%) при живых родителях. Резко упала физическая активность детей. Значительная часть детей теряет свое здоровье в стенах образовательных учреждений. По мере обучения в школе возрастает влияние на здоровье детей факторов риска внутришкольной среды (с 12,5% в начальных классах до 20,7% к окончанию школы). Это, прежде всего, факторы санитарно-гигиенического характера - мебель, не соответствующая росту детей, плохая освещенность учебных помещений, повышенная учебная нагрузка, нерациональная организация урока, несоблюдение режима труда и отдыха и т.д. Процесс обучения, как правило, организовывается без учета здоровья обучающихся. За период обучения в школе с 1-го по 8-й класс число здоровых детей снижается в 4 раза. Растет частота выявления у детей «школьной патологии», а именно, число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%, с нервно-психическими расстройствами - с 15 до 40%, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, болезнями органов пищеварения - в 2 раза и т.д. Таким образом, на фоне ежегодного сокращения численности детского населения в нашей стране, в связи с низкой рождаемостью, происходит ухудшение здоровья молодежи. Очевидно, что на сегодняшний день острой и актуальной является проблема профессионализма людей, занимающихся здоровьем нации; обязательное соблюдение требований здоровьесберегающих технологий в системе образования.
Слайд 3
Здоровье наших детей - это не только задача медиков, но и
педагогов, воспитателей - всех тех, кто занят работой с подрастающим поколением. Современный педагог должен уметь профессионально проводить первичную профилактику различных заболеваний, нарушений здоровья учащихся.
Слайд 4Валеология и здоровье человека
Несмотря на тысячелетия пристального внимания к себе, человек
не смог найти окончательные ответы на многие стороны своей сущности и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и деятельности - здоровью. Сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с неуклонной тенденцией к его ухудшению. Трудность решения проблемы заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. И в этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени, как это ни парадоксально, не было самой науки о здоровье.
Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (от лат. valeo - здоровье, быть здоровым). Он стал общепринятым.
Слайд 5Предмет валеологии - индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также
здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывает всеобщие рекомендации для определенного контингента.
Основная цель валеологии - максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к внутренней и внешней среде.
Основные задачи валеологии:
1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья человека и его резервов.
2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
3. Сохранение и укрепление здоровья человека и его резервов через приобщение его к ЗОЖ.
Слайд 6Где выход?
Ответ на этот вопрос в России уже дан не раз
на разных уровнях, включая федеральный. Так, на заседании Совета при Президенте РФ по приоритетным национальным проектам и демографической политике в выступлении министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой, посвященном основным направлениям приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2008-2010 гг., указана одна из стратегических задач: «Седьмая - повысить мотивацию населения к ведению здорового образа жизни в нашей стране и ответственности за собственное здоровье. Минздравсоцразвития разрабатывает комплекс мер, в том числе по увеличению средств, инвестируемых работодателями и гражданами в здоровье».
Слайд 7В 1980-е гг. эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определили ориентировочное соотношение
различных факторов обеспечения здоровья человека, выделив четыре основных.
♦ генетические - 20%
♦ состояние окружающей среды -20%
♦ медицинское обеспечение - 10%
♦ условия и образ жизни людей – 50%
Приоритет здоровья в ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, должен быть несомненным. Пионер валеологии И.И. Брехман (1990) писал: «Именно здоровье людей должно служить главной "визитной карточкой" социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства».
Слайд 9Здоровый образ жизни
В основе обеспечения здоровья валеология видит ЗОЖ.
Здоровый
образ жизни- это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям конкретного человека, условиям жизни, направленным на формирование, сохранение, укрепление здоровья и полноценное выполнение им социально- биологических функций.
В приведенном определении ЗОЖ сделан акцент на индивидуализацию этого понятия. Здоровых образов жизни должно быть столько же, сколько людей.
Слайд 10Ключевые положения, лежащие в основе ЗОЖ.
1. Активный носитель ЗОЖ - конкретный
человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
2. В реализации ЗОЖ человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
3. В основе формирования ЗОЖ - личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
4. ЗОЖ - наиболее эффективное средство и метод обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
Слайд 11Структура ЗОЖ
Структура ЗОЖ как всего способа жизнедеятельности, ориентированного на здоровье человека,
на мой взгляд, должна включать следующие факторы:
♦ оптимальный двигательный режим;
♦ тренировку иммунитета и закаливание;
♦ рациональное питание;
♦ психофизиологическую регуляцию;
♦ психосексуальную и половую культуру;
♦ рациональный режим жизни;
♦ соблюдение гигиенических норм и требований;
♦ отсутствие вредных привычек;
♦ валеологическое самообразование.
Слайд 13Формы работы по пропаганде ЗОЖ должны быть предельно ориентированы на следующие
группы:
Педагогическая общественность(т.е единомышленники).
Руководство образовательных учреждений (т.е отношение директора к преподавателю).
Персонал образовательного учреждения+пищеблок.
Родители учащегося( если не будет поддержки в семье, то программа не выполнена).
Администрация села, района, города.
Слайд 14Закаливание
Закаливание - это комплекс мероприятий, направленных на адаптацию (привыкание) человеческого организма
к разностороннему воздействию внешних факторов. При систематическом закаливании некоторые экстремальные (сверхсильные) воздействия помогают противодействовать развитию болезней. Закаленный человек отличается не только устойчивостью к болезням, но и высоким жизненным тонусом (витальностью), хорошим аппетитом, высокой работоспособностью и т.д.
Слайд 15В летнее время учащиеся охотно занимаются плаванием под руководством педагогов в
экологически-чистом водоеме с.Комаровка.
Слайд 16В зимнее время эти занятия проходят в бассейне «Нептун», «Парус» г.Кузнецка.
Слайд 17Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Большую роль в воспитании учащихся в плане профилактики
правонарушений играют встречи учащихся с работниками РОВД Кузнецкого района и участковым с.Комаровка.
Слайд 18Отсутствие вредных для здоровья зависимостей
Ни для кого не секрет, что в
настоящее время широко распространены пагубные для человека пристрастия курение табака, употребление алкоголя, наркотическая зависимость.
Для профилактики вредных привычек школа работает в тесном контакте с врачами ЦРБ Кузнецкого района.
Слайд 19Профилактика СПИДа и ВИЧ-проблема государственного масштаба.
В гостях у старшеклассников врач Кузнецкой
Слайд 20Здоровое питание
Питание человека должно соответствовать определенным требованиям:
покрывать ежедневные энергетические затраты;
в содержать
достаточное количество строительных материалов (белков, жиров и углеводов), а также витаминов, макро- и микроэлементов;
удовлетворять вкусы человека;
способствовать укреплению здоровья и долголетия.
Слайд 21Разнообразное меню, а главное дешевые обеды(20рублей) позволяют охватить горячим питанием 97%
Слайд 22Ввод в строй школьной теплицы позволит ещё более разнообразить меню и
обеспечивать учащихся экологическо-чистыми овощами и зеленью.
Слайд 23Оптимальная физическая активность
Известный немецкий поэт и публицист Г.Гейне как-то заметил, что
сто лекарств может заменить движения, но движения не заменят ни одно лекарство.Мышечная активность обеспечивает энергетический обмен,движение крови в организме,способствует формированию физического облика человека и т.д
Слайд 24Для привлечение наибольшего количества учащихся к спорту и физкультуре в школе
работают многочисленные спортивные секции по лыжной подготовке, легкой атлетики и ОФП
Слайд 25В течении всего года в школе проходят многочисленные соревнования по многим
видам спорта: легкая атлетика, лыжные гонки, летний биатлон, стрельба из пневматического оружия.
Слайд 26Внеклассные мероприятия: День защиты детей, Знатоки ОБЖ, Автономка, Безопасное колесо, способствуют
лучшему формированию у учащихся навыков распознавания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождение способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и ЧС дома, на улице и на природе, и оказание взаимопомощи.Эти мероприятия воспитывают ребят так, чтобы они сами могли анализировать сложную обстановку в которой они оказались и выходить из нее самостоятельно.
Слайд 31Таким образом, можно считать, что переход к ЗОЖ:
положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат - уменьшает затраты на лечение;
способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;
обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
служит основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе - высокий материальный достаток;
позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.
Слайд 32Конечная цель
Конечная цель формирования ЗОЖ - совершенствование условий жизни и жизнедеятельности
на основе валеологического обучения и воспитания. Путем сознательной и целенаправленной здравотворческой деятельности, создавая среду обитания, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над обстоятельствами и собственной жизнью, делая ее более плодотворной, здоровой и долгой.
Слайд 33Пропуски учащихся МОУ ООШ с.Комаровка по болезни
Слайд 34Пропуски учащихся МОУ ООШ с.Комаровка по болезни