Кзылординская область
Республика Казахстан
Средняя школа №169 имени
Н.Илялетдинова
Тема урока:
Казахские национальные игры.
Средняя школа №169 имени
Н.Илялетдинова
Тема урока:
Казахские национальные игры.
Особенно большой популярностью пользовались конно- спортивные игры. Конь составлял подвижную основу кочевого хозяйства и являлся олицетворением красоты, чистоты и скорости. В конно-спортивных играх он, в
месте с всадником-джигитом, участвовал в активном
двигательном процессе.
Джигиты становились смелыми, сильными и ловкими в степных условиях участвуя, например в таких играх, как: Аламан байга. Скачка на длинные и сверхдлинные дистанции, проходит на пересеченной местности, изобилующей различными естественными препятствиями. Огромное значение имеет тактическое мастерство спортсмена.
Байга.
Один из самых популярных и широко распространённых казахских конных видах спорта, скачки на короткие и средние дистанции на местности, кроссовый пробег с общим стартом. Классификационные дистанции: 7,12 и 16 км. Байга на 7 км. Вошла как обязательная дистанция на конных-спортивных соревнованиях в конезаводах.
ЖОРГА-ЖАРЫСЕ – Соревнования на иноходцах. Своеобразный вид скачек для лошадей, владеющих особой поступью, мягкостью, ритмичностью в своей ходьбе и беге. При иноходи правая передняя и
правая задняя (левая передняя и правая задняя)
ноги лошади выносятся вперёд одновременно.
Во время состязаний хорошие иноходцы никогда не переходят на обычный бег. За каждое нарушение этого правила иноходцы штрафуются; после третьего нарушения снимаются с соревнования.
Обычно принято, что в состязаниях иноходцев участвуют наездники-девушки и молодые женщины в праздничных национальных костюмах.
ДЖИГИТ ЖАРЫСЕ - это соревнование двух всадников на быстроту седловки и прохождения определенной дистанции;
в игре ЖАУГАШТЫ - в погоне за условным неприятелем с целью осадить его плетью;
Аудараспақ
Для кочевников волк был злейшим противни ком, и если кому нибудь удавалось уничтожить хищника, он обязан был его голову преподнести родонача-льнику, как знак героизма: тушу отдать собрав-шимся на растерзание. День убийства волка становился своеобразным праздником. Каждый старался у нести т ушу волка к себе в аул, из-за чего возникала борьба за овладение тушей. Но не посто-янно были убитые волки, и в этих вариантах обезглавленный козёл заменял тушу зверя. До нас дошло лишь заглавие «серый волк», а форма и содержание игры поменялись в с социально экономическими условиями жизни.
Во время народного праздника молодежь верхом на лошадях выходит, гарцуя, в поле. По условному знаку девушка, плетью стегнув коня, мчится вскачь от суженого. Джигит бросается за ней вслед. Юноша должен, во что бы то ни стало, догнать и поцеловать девушку, иначе ему не избежать шутливых замеча-ний. Если все же парню не удалось догнать красавицу, он должен развернуться и стремительно скакать обратно. Теперь уже девушка гонится за ним, но не для того, чтобы подарить поцелуй, а чтобы … отстегать камчой незадачливого
жениха.
Хан «алчи» (детская игра) В этой игре могут принимать участие от 5 до 10 детей. Вам потребуется достаточное количество асыков. Из них вам нужно будет выбрать самый крупный и перекрасить его в красный цвет. Этот асык будет «ханом». Вначале с помощью считалочки выберете ведущего. Он должен собрать все асыки в горсть, затем бросить их перед остальными игроками, сидящими по кругу. После - внимательно посмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бук», «шик» или «тайки» (см. рисунок), то ведущий должен указательным пальцем, при помощи большого пальца, выбить близлежащие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. Не забывайте, что «хана» можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алчи», то каждый из вас должен постараться заполучить его себе. Тот, кому попадет «хан», и будет победителем. Следующую игру начинает победитель.
Омпы (детская игра) «Омпы» - вертикальное положение асыка. В эту игру могут играть от 2 до 10 детей. Начертите на земле две черты, а между ними ровно по середке проведите линию. На этой линии будет кон. Каждый из игроков ставит на кон по два асыка. В центр кона поставьте один асык в положении «омпы». А теперь, выстроившись у черты, по очереди выбивайте своим асыком асыки на кону. Выбитые вами асыки, забирайте себе. Тот, кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону. Тот, у которого окажется большее, чем у всех количество асыков, будет победителем в этой игре.
Викторина.
Как называется национальный вид борьбы
изображённый на слайде?
1.САМБО.
2.ҚАЗАҚША КҮРЕС.
3.КУРЕШ.
Как называется игра изображённая
на слайде?
1.КӨКПАР.
2.ОРДО.
3.ҰЛАҚ ТАРТЫШ.
1.Как называется игра изображённая
на слайде?
1.ДОЙБЫ.
2.НАРДЫ.
3.ТОҒЫЗҚҰМАЛАҚ.
1.Тушу какого животного используют в национальной игре «Көкпар»?
1.БАРАНА.
2.КОЗЛА.
3.МОЛОДОГО БЫЧКА.
1.Как называются качели
изображённые на слайде?
1. ДҰМПІЛДЕК .
2.АЛТЫБАҚАН.
3.СЕЛКІНШЕК.
1.Назовите положение асыков
изображённых на слайде?
чик, табан, бук, алшы
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть