Слайд 1МАОУ школа №79 им Н.А. Зайцева,
г. Нижнего Новгорода
Выполнила: ученица 7
«И» класса Гусева Галина
Руководитель: учитель физической культуры Петров В.А.
«Спорт и
М.В. Ломоносов»
Слайд 2Вклад М. В. Ломоносова в мировую науку и развитие человечества невозможно
переоценить. Его многообразные энциклопедические интересы не имеют себе равных. Написаны тысячи книг, защищены диссертации, опубликованы тысячи статей на темы о М. В. Ломоносове. Однако среди них нет ни одной, посвящённой спортивным увлечениям учёного, педагога, литератора, поэта, философа, химика, первоиспытателя, мыслителя – поморского вундеркинда. Вместе с тем, спорт, физическая культура занимали большое место в жизни М. В. Ломоносова.
Слайд 3Детство Ломоносова
Молодой Миша Ломоносов любил бегать по глубокому снегу, кататься на
санках с холмов, ходить на самодельных лыжах в лес. В моде среди селян были кулачные бои, борьба на руках, поднятие тяжестей.
Игры-зрелища позволяли глубже осмыслить особенности физической культуры русского народа, а также понять истоки, корни, откуда берет начало любовь Ломоносова к спортивным зрелищам, самым популярным в мире. В своей жизни он занимался бегом, плаванием, лыжами, стрельбой, борьбой на руках, английским боксом, танцами, верховой ездой, фехтованием, коньками, подъёмом тяжестей – весовых гирь Способствуя развитию физических и морально-волевых качеств, они играли важную роль в подготовке к трудовой и военной деятельности.
Слайд 4При выполнении физических упражнений Ломоносов использовал подручные средства: деревянные чурки, подтягивание
на ветках деревьев, подъём тяжёлых деревянных скамеек, жим весовых гирь. Особенно нравилось Ломоносову жать весовые гири. Окружающие считали это чудачеством. Но Ломоносов уже тогда понимал: чтобы сила прибавилась, её надо регулярно тратить.
В 19 лет пудовую весовую гирю он выжимал рукой 50 раз. По тем временам это был немыслимый результат.
Слайд 5Ломоносов учился на двух факультетах – философском и медицинском. Это позволило
ему прийти к выводу о том, что медицина – «полезнейшая роду человеческому наука». Придавая особое значение профилактике болезней, он считал, что движения «вместо лекарства служить имеют…» Став всемирно известным, М.В. не изменил своим пристрастиям к занятиям физической культурой. Весовые гири сопровождали его всю жизнь. Он постоянно разминался с ними, даже когда испытывал недомогание. Одновременно М.В. Ломоносов считал обязательным умеренность в еде и потреблении вина, физические упражнения обеспечили М.В. Ломоносову фантастическую работоспособность. Он первый в истории России выступил за возобновление олимпийских игр.
Слайд 6В переведенную им на русский язык статью физика, академика Г. В.
Крафта «О сохранении здравия» Ломоносов вложил немало собственных мыслей.
В качестве некоторых из средств сохранения здоровья в статье назывались правильный образ жизни, гигиена, режим питания. М. В. Ломоносов стремился найти пути, помогающие сохранить здоровье в экстремальных условиях (например, во время высокоширотных экспедиций).
Он вырабатывал рекомендации по здоровому образу жизни нации, оздоровлению народонаселения крепостной России, укреплению единства нации и боеспособности армии.
Слайд 7По мнению М.В.Ломоносова основным средством физического воспитания является физические упражнения, которые
необходимо использовать для развития физических качеств и укрепления здоровья.
Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.
В частности, он рекомендовал больше двигаться, заниматься физическим трудом. Эта мысль его ярко выражена в следующих словах: «Поспешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве — дальнею ездою по земле и по морю, военным — экзерцициею и походами».
Слайд 8Хранителями национальных традиций в области физического воспитания оставались народные массы, продолжавшие
культивировать разнообразные игры и физические упражнения.
Возникают частные школы плавания, гимнастики, фехтования, услугами которых в тех условиях пользуются представители господствующих классов.
Новое развитие получает естественнонаучная и педагогическая мысль в области физического воспитания, особенно в трудах М. В. Ломоносова.
Слайд 9Ресурсы:
www.patriot-pomor.ru
www.referat.ru
Ru.wikipedia.org
www.peoples.ru
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна 2. М, 2006г
Ломоносов М.В. Сочинения: В 6 т. – М., 1952. – Т. 6, с. 394].
В.И. Вернадский "Ломоносовский Сборник", СПб. II, 1911, 144.
" И.К. Сухоплюев "Взгляды Ломоносова на политику народонаселения", "Ломоносовский Сборник"-М,1964г стр 11-12
Белявский М.Т. «Ломоносов и основание московского университета». - М.: Издательство МГУ, 1955г.
Библиотека классической литературы: http://www.classiclibr.ru/lib/sb/book
Слайд 10Спасибо за внимание!
Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова – ярчайший пример
беззаветного служения своему народу, неутомимого, разностороннего труда на благо Родины.