Слайд 1 Этика общения и взаимоотношения
тренера и спортсмена.
МБОУ ДО ДЮСШ
Тренер-преподаватель
Н.Г.Шигина
Слайд 3Педагог и воспитанник
Педагог должен уметь любить детей
Педагог должен относиться к детям
с уважением
Ученик имеет право на незнание
Агрессивный педагог - непрофессионал
Слайд 4ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА –
Составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в
условиях целостного педагогического процесса; наука о разных нравственных аспектах деятельности тренера
Слайд 5Задачи педагогической этики
исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали;
разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности ;
выявление требований, предъявляемых к нравственному облику ;
изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога;
исследование характера нравственных взаимоотношений;
разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.
Слайд 6Категории педагогической этики
педагогический долг;
педагогическая справедливость;
педагогическая честь;
педагогический
авторитет;
педагогический такт
Слайд 7 Основные функции общения в спорте
Социально-психологическое отражение
Регулятивная функция
Познавательная функция
Экспрессивная функция
Слайд 8Стили общения
Под стилем общения будем понимать индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия тренера
и спортсмена.
в стиле общения находят выражение:
• особенности коммуникативных возможностей тренера;
• творческая индивидуальность тренера;
• особенности спортивного коллектива.
Слайд 9Стиль общения тренера можно понимать как:
совокупность приемов, способов работы, как
характерную манеру поведения тренера.
1) авторитарный (автократический);
2) демократический;
3) попустительский (либеральный).
Слайд 10 Авторитарный (автократический)
комфортен для не уверенного в себе спортсмена, он чувствует
себя
спокойнее в стрессовых ситуациях «под прикрытием» авторитарного тренера;
Стремится к абсолютной власти, доминирует. Сам определяет способы и средства достижения цели. Ориентируется в принятии решения только на своё мнение.
Слайд 11Часто категоричная, резкая, неодобрительная, раздраженная форма выражения воздействия на спортсмена.
Частые формы
воздействия на спортсмена: требования, замечания, порицания, побуждения.
Частые виды воздействия на спортсмена: инструктаж, команда, приказ, указание.
Широта общения со спортсменами: чаще только избранный круг
Слайд 12Демократический
Стремится к коллективному решению проблем.
Поощрение делового сотрудничества с ним
Часто спокойная, дружелюбная,
одобрительная форма выражения воздействия на спортсмена.
Частые формы воздействия на спортсмена: убеждение, поддержка, успокаивание, беседа, объяснение.
Частые виды воздействия на спортсмена: предложение, совет, обсуждение.
Широта общения со спортсменами: со всеми участниками своей команды
Слайд 13• спортсмен чувствует себя с таким тренером более свободно и охотно
с ним общается;
• демократический тренер лучше знает состояние и переживания спортсмена, его страхи, разочарования
• предоставленная спортсменам самостоятельность и инициативность формирует у них зрелое поведение;
• активизирует творческие силы спортсменов;
• тренер более адекватно оценивает достоинства и недостатки спортсменов, уважает чужое мнение.
Слайд 14Попустительский ( либеральный )
Старается как можно реже вмешиваться в дела команды.
Предоставляет
свободу действий и принятия решений.
Похвала и порицание часто носят формальный характер
Почти всегда спокойная, дружелюбная, одобрительная форма выражения воздействия на спортсмена.
Частые формы воздействия на спортсмена: похвала, порицание.
Частые виды воздействия на спортсмена: предложение, совет.
Слайд 15 увеличивается агрессивность спортсмена, которую он может направить на борьбу с
соперником;
незаменим при лимите времени для принятия решения;
авторитарное поведение тренера соответствует ожиданиям спортсмена;
тренер переоценивает отрицательные качества спортсмена и недооценивает положительные;
Слайд 16При выборе эффективного стиля руководства необходимо учитывать следующие факторы:
• командный или
индивидуальный вид спорта;
• классификацию вида спорта (игровой, сложно координационный, единоборства и т.д.);
• количество человек в команде;
• традиции команды (особенно если тренер приглашенный);
• пол участников команды;
• уровень способностей и опыт спортсменов;
• возраст и национальность спортсменов
Слайд 17Если говорить про общение тренера со спортсменами, то нельзя забывать о
таких важных вещах, как
психологический такт и культура речи тренера.
Основа такта — выдержка и уравновешенность, главные отличительные черты — требовательность и уважение к ученикам.
Такт проявляется в умении соблюдать чувство меры в отношениях с воспитанниками, особенно при проявлении требовательности, которую всегда следует сочетать с уважением и заботой о спортсменах.
Такт — это уважение и любовь к ученикам, чуткость. Это и умелый выбор места для разговора с воспитанниками, и выбор времени для беседы, и ее тон.
Слайд 18Педагогический такт
Психологический ( педагогический ) такт базируется на многих качествах, называемых
в обиходе душевными:
Адекватная самооценка и уверенность в своих силах
• чуткости;
• отзывчивости;
• искренности.
Слайд 19Основные элементы педагогического такта
требовательность и уважение к воспитаннику;
умение видеть и слышать
ученика, сопереживать ему;
деловой тон общения;
внимательность, чуткость педагога
Слайд 20Проявления профессионального такта
во внешнем облике педагога;
в умении быстро и правильно оценить
сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
в самокритичной оценке своего труда.
Слайд 21Культура речи
грамотность построения фраз;
простоту и ясность изложения мыслей;
выразительность речи
(интонация и тональность; темп речи, паузы; динамика звучания голоса; словарное богаство; образность речи; дикция);
грамотное произношение слов обыденной речи (правильное ударение в словах; исключение диалектных слов);
правильное использование специальной терминологии, исключение режущих слух устойчивых выражений, лишних слов в командах, жаргонных и модных словечек;
не многословие;
рече-двигательную координацию.
Слайд 22Факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения
иметь аккуратный внешний вид (
одежду, прическу );
не выглядеть расстроенным, озабоченным;
демонстрировать сосредоточенность, уверенность, целеустремленность;
говорить с воодушевлением;
избегать равнодушного или назидательного тона, речевых штампов, затасканных фраз, декларирования общеизвестных истин;
Слайд 23 отдавать команды твердо, с волевым нажимом в голосе;
разговаривая со
спортсменом, смотреть ему в глаза;
указывать на ошибки и делать замечания нельзя мимоходом и бесстрастным голосом;
не стоит, разговаривая со спортсменом, ходить взад-вперед, переминаться с ноги на ногу, топтаться на месте.
Слайд 24 Гармоничные взаимоотношения тренера со спортсменом — залог стабильного роста спортивных
результатов.
Сами тренеры считают, что большую роль в успешности их деятельности играют деловые и профессиональные качества, спортсмены же больше ценят человеческие, психологические качества тренера:
чуткость, отзывчивость, общительность,
доброжелательность
Слайд 25Формирование отношения спортсменов к своему тренеру напрямую связано с таким понятием,
как
стиль ( тон ) общения тренера
Грамотно организованный процесс общения призван обеспечить в учебно-тренировочной деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между тренером и спортсменом