Слайд 1Проблема здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
«Забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
В.А.Сухомлинский.
Слайд 2Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из
неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Слайд 3Проблему увидели все
Тема здоровья подрастающего поколения в последние годы обсуждается все
активнее.
По данным, приведенным Минобразования, более половины школьников, 53 процента, имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте 14 лет – хронические заболевания и лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений можно отнести к категории здоровых.
Слайд 4Ухудшаются показатели физического развития детей.
Около 10 процентов школьников имеют сниженные
антропометрические характеристики.
Около 7 процентов страдают ожирением, то есть неправильно питаются и ведут малоподвижный образ жизни.
Эти данные не могут не вызывать тревогу. Особенно, если говорить о подростках.
Слайд 5Что сделано Государством???
Введен 3 час Физической культуры в школах
Возрождение комплекса ГТО
Популяризация
различных видов спорта
Продвижение Олимпийского движения
Разработка различных программ
Строительство ФОКов и спортивных сооружений, площадок
Ежегодная диспансеризация школьников
Внедрение здоровьесберегающих технологий в ОУ и ФГОС
Слайд 6по данным ВОЗ
здоровье человека определяется на 50 процентов условиями и
образом его жизни, на 20-25 – экологическими факторами, на 20 – наследственностью и только на 8-10 – уровнем медицинской помощи.
Слайд 7Если исключить из поля зрения проблемы семьи?
поиск ответа в первую
очередь приводит в школу, ведь в средние и высшие учебные заведения молодые люди приходят с «букетом» заработанных за партой патологий. Прежде всего, это болезни органов пищеварения, позвоночника, дыхания, глазные. И все они уже получили стойкий эпитет «школьные», потому что в большинстве случаев приобретены в общеобразовательных учреждениях.
Слайд 8Проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного
воспитания.
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.
В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Современная школа, в свою очередь, также ставит перед собой задачу сохранения и укрепления здоровья школьников. И это не просто дань моде, это твердое убеждение учителей, которые сталкиваются с проблемами физического, эмоционального, социального здоровья детей, переступающих школьный порог.
Слайд 9 «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней или физических недостатков».
Всемирная организация здравоохранения
Слайд 10Актуальность темы
здоровье школьников относится к приоритетным направлениям в сфере образования;
увеличение числа
учеников, имеющих различные функциональные отклонения в состоянии здоровья;
снижение двигательной активности школьников;
Слайд 11 Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного
процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.
Слайд 12Здоровье детей – это общая проблема
медиков
родителей
педагогов
Слайд 13Проблемы здоровьясбережения в ОУ
Образовательные учреждения работают в инновационном режиме. Обучение становится
все более интенсивным, повышаются требования не только к организации образовательного процесса, но и к содержанию образования, к его объему, к уровню умственной работоспособности школьников. Увеличивается умственная нагрузка, снижаются двигательные возможности, усиливается стрессовая ситуация.
Слайд 14С каждым годом детям дают все больше знаний
Чтобы усвоить и проанализировать
огромное количество информации, ребенку приходится посещать дополнительные занятия и факультативы, готовиться к докладам, конференциям, делать исследования и тому подобную работу, а в итоге, все больше сидеть за столом, чаще всего оснащенным компьютером.
Слайд 15А, надо, ли…?
Некоторые ученые сомневаются и в необходимости раннего
начала дошкольного систематического обучения. Детские садики не случайно изменили название. Это теперь дошкольные образовательные учреждения, и дети там учатся. Умственная нагрузка на малышей увеличивается. Хорошо ли это, еще вопрос. Недооценка значения двигательной активности приводит ко многим болезням.
Слайд 16влияние на здоровье учащихся со стороны ОУ
Увеличение нагрузки на педагогов и
учеников
Новые требования, ИКТ
Время на выполнение домашнего задания
Вес и размеры портфеля
Отсутствие ЛФК
Недостаточное пространство между партами: ученические столы должны соответствовать росту ребёнка (требование санитарно-эпидемиологических нормативов).
Слайд 17Влияние на здоровье учащихся со стороны ОУ
Количество учащихся в классе
Достаточно места
в спортивном зале, и его наличие в некоторых школах
Проведение зарядки
Проведение физминуток
Отсутствие комнат рефлексии и релаксации
Беседы с учениками по ведению здорового образа жизни
Организация спортивных кружков, секций, клубов при школе
Слайд 18Влияние на здоровье учащихся со стороны ОУ
Отсутствие или недостаточное количество инвентаря
Обучение
в 2 и даже 3 смены
Организация «здорового» питания
Организация питья на переменах
Проведение подвижных игр на переменах
Правильное расписание уроков
Слайд 19Влияние на здоровье учащихся со стороны родителей
Прислушаться бы всем к Сократу
К сожалению,не все современные родители по разным причинам разбираются в вопросах организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности и, по большей части, не могут повлиять на их организацию. Один из ученых с горечью заметил: «Когда мы спрашиваем у родителей, что для вас важнее – здоровье ребенка или успех, они выбирают второе». Мамы и папы учащихся выпускных классов (87 процентов) считают, что основная задача школы – дать хорошее образование. Мудрая мысль древнегреческого философа Сократа – здоровье еще не все, но все ничто без здоровья – пока еще недостаточно осознана в нашем обществе.
Слайд 20Влияние на здоровье учащихся со стороны родителей
Первый и главный институт воспитания
– семья
Соблюдение режима дня
Соблюдение гигиенических требований
Сколько времени ребенок проводит за ПК
Сколько секций и кружков посещает
Общение родителей с детьми и проведение бесед
Питание ребенка
Помощь и контроль в обучении
Отсутствие пагубных примеров
Слайд 21Факторы влияющие на здоровье учащихся со стороны мед.работников
От понимания к последовательной
политике
Сегодня в российском обществе появляется понимание, что школьным болезням детей и подростков пора сказать «нет!». И сделать это необходимо на уровне государственной политики, сформулировав соответствующие статьи в законе, подкрепив определенными суммами в бюджете и определив, кто за что отвечает. Но практических шагов для этого предпринимается недостаточно. Иногда даже текущие дела тормозятся.
Слайд 22Факторы влияющие на здоровье учащихся со стороны мед.работников
Медсестры закрепленные за ОУ
завалены «бумажной» работой
В некоторых ОУ отсутствует медик на постоянной основе
Проведение мед.остмотров чаще является поверхностным
Зачастую отсутствуют беседы и профилактические мероприятия мед.работников с учащимися и родителями.
Окружающая среда
Слайд 23Способы решения проблемы здоровьесбережения
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ПРАКТИЧЕСКИЙ
Слайд 24
Информационное решение проблемы.
Уроки окружающего мира.
Слайд 25Ребята узнают
а) о работе нашего организма и способах сохранения его;
б) какие
привычки называют вредными;
в) как важно вести здоровый образ жизни.
г) Как правильно вести себя на улицах города
Информационное решение проблемы.
Классные часы, викторины, конкурсы, праздники.
Слайд 26Разъяснительная работа с родителями
о соблюдении режима дня школьников
о необходимости посещения каждым
ребёнком какого-либо кружка или спортивной секции
о здоровом питании
о том как «оттащить» ребёнка от компьютера
Слайд 27
Практическое решение проблемы
Организация кружков и секций
проводятся Дни здоровья,
праздники
«Мама, папа, я – спортивная семья»,
эстафеты,
лыжные прогулки
Во внеклассной работе:
Слайд 28
Динамические паузы
Физкультминутки
3-й урок физкультуры
В учебной работе
Слайд 29
Соблюдение питьевого режима (дети на переменах пользуются чистой, не газированной
водой для питья)
Контроль заболеваемости
Витаминотерапия
Здоровое питание в школе
Слайд 30
ученические столы
Ученические столы должны соответствовать росту ребёнка (требование санитарно-эпидемиологических нормативов).
Слайд 31Что делать..?
Стратегический приоритет политики в сфере детства
– это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример. Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни.
В России есть школы и ссузы, которые работают по здоровьесберегающим технологиям и добиваются неплохих результатов как в духовно-нравственном, так и физическом развитии детей. Есть регионы, где правильно организовано питание школьников. Имеются города, руководителям которых не безразлично состояние спортивных сооружений и придомовых территорий и пропаганда физкультуры и спорта. Но пока их не так много.
Слайд 32развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем
Формирование мотивации к здоровому
образу жизни
Двигательная активность
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».
Слайд 33развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем
разработка учебно-трудового законодательство, регламентирующее учебные нагрузки
школьников
Улучшение финансирования ОУ
Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников