Слайд 1Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
Слайд 2Здоровье — не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического,
психического и социального благополучия. Проблема сохранения здоровья школьников по-прежнему актуальна. И задачей школы является не только образование, необходимое для самостоятельной жизни, но и сохранение здоровья, чтобы жизнь была полноценной. Этим и объясняется появление понятия здоровьесберегающих технологий и их востребованность
Слайд 3Формирование у обучающихся ответственности за свое здоровье — одна из важнейших
задач учреждений образования. Далее следует научить, как именно это делать наиболее эффективно. При этом важно выявить факторы, которые негативно влияют на здоровье и их устранить. Сюда входят:
· Гигиенические факторы, связанные с условиями в образовательном учреждении;
· Организационно-педагогические, связанные с работой школы;
· Психолого-педагогические, касающиеся работы педагогов, администрации и сотрудников.
Слайд 4Перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы:
-Как организовать деятельность школьников на
уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
-Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?
-Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
-Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
Слайд 5Не стоит забывать, что ЗОТ имеют отношение не только к обучающимся,
но и самим учителям, чтобы сохранить тот уровень здоровья, который бы позволял заниматься трудовой деятельностью с удовольствием.
Процесс здоровьесбережения должен быть обоюдным. Только в том случае, если сами дети будут заинтересованы в формировании здоровья, мотивированы на ведение здорового образа жизни, тогда все усилия педагогов будут не напрасны.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Слайд 6Проще говоря, нужно вести образовательный процесс таким образом, чтобы:
· на всех его
этапах не было вреда для здоровья;
· подбирать соответствующие методы, технологии, приемы, которые оберегали и укрепляли здоровье всех участников процесса;
· он способствовал воспитанию культуры здоровья.
Здоровьесбережению способствуют:
· Отсутствие авторитаризма со стороны педагогов и администрации;
· Индивидуальный подход;
· Формирование высокой познавательной активности;
· Творческий характер учебного процесса;
· Использование активных методов и форм обучения;
· Достаточная физическая деятельность;
· Интерес учащихся к школе вообще и к конкретным предметам в частности.
Слайд 7Если ребенку нравится, что происходит на уроке, он понимает, о чем
идет речь, с интересом участвует в той или иной деятельности, проявляет активность, занимается творчеством, то у него снижается вероятность переутомления, а, следовательно, ухудшения здоровья не происходит.
«Цена обучения для здоровья» — вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий.
Слайд 8Реализация здоровьесберегающих технологий
1. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) направлены на тренировку силы, выносливости,
быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого. Важно правильно распределять нагрузку, использовать аэробные упражнения для тренировки выносливости, быстроты, поднятия тонуса и анаэробные для развития силы, гибкости. Начало урока должно сопровождаться разминочными упражнениями, чтобы подготовить организм.
2. Образовательные здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) предполагают использование психолого-педагогических приемов, методов и подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
· Организационно-педагогические технологии (ОПТ) предполагают чередование видов учебной деятельности, дружественная обстановка, недопущение перегрузки, индивидуальный подход. Чтобы предотвратить травмы и подготовить тело к нагрузкам, после активной двигательной деятельности нужно создавать условия для восстановления.
· Психолого-педагогические технологии (ППТ) базируются на знании возрастных, психологических и физиологических особенностях детей и подростков, теоретических и практических педагогических знаний и умений.
· Учебно-воспитательные технологии (УВТ) — обучение грамотной заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья учащихся, мотивация их к формированию здорового образа жизни происходит в рамках раздела «Знания о физической культуре». Важно донести до учащихся, что физические упражнения способны предотвратить многие заболевания, а также их излечить. Например, при проблемах с позвоночником ничто не помогает так, как специальные упражнения. Физические нагрузки повышают иммунитет, ускоряют обмен веществ, на смену старым клеткам приходят новые более жизнеспособные.
Слайд 93. Защитно-профилактические технологии связаны с выполнением санитарно-гигиенических требований (проветривание, поддержание чистоты и
пр.).
4. Стимулирующие технологии позволяют использовать ресурсы собственного организма для выхода из нежелательного состояния или, чтобы настроиться на что-то. Например, во время соревнований, чтобы мобилизоваться на игру, настроиться на победу используются разные подходы. Например, нужно снизить физическую нагрузку и сосредоточиться на тактической стороне, использовать психологические формулы для самовнушения. Чтобы расслабляться, восстановить силы используются дыхательные упражнения, легкая разминка.
Для выявления уровня физической подготовленности 2 раза в год проводится мониторинг. В начале года на основании полученных данных разрабатывается система мер по совершенствованию физической подготовленности с применением индивидуального подхода. В конце года проводится анализ результативности проделанной работы.
Слайд 10Улучшение состояния здоровья школьников возможно только при совместных усилиях всех педагогов,
использовании разных видов здоровьесберегающих технологий в урочное и внеурочное время. Учителя физкультуры вносят свой посильный вклад в общее дело, воспитывая интерес к ведению здорового образа жизни, мотивируя на сохранение здоровья, обучая правильной технике выполнения физических упражнений.